Инженэтики. Как вырастить первоклассных абитуриентов

26.10.19

Задачей Императорского Царскосельского лицея была подготовка государственных деятелей. Воспитание поэтов и декабристов стало неожиданным побочным эффектом. Цель воссоздания лицеев в России конца ХХ века отличалась большей прагматичностью: вузы стремились вырастить качественных абитуриентов. Новосибирский государственный технический университет включился в этот процесс одним из первых. Основанный в 1996 году Инженерный лицей НГТУ получил в сентябре 2019 года статус базовой школы РАН.
— Трудно подготовить хорошего студента, не воспитав перед этим достойного абитуриента, — рассказывает заведующий подготовительным отделением НЭТИ-НГТУ (1982-2018), директор-организатор Инженерного лицея, почетный работник высшей школы Виктор Эстрайх. — Это понимали еще большевики, выпустившие в феврале 1919 года декрет «О рабочих факультетах». Говорить о лицее нужно как о неотъемлемой части системы довузовской подготовки, которую мы создавали в университете в течение десятков лет. В 1991 году первыми после московского Физтеха набрали на подготовительное отделение школьные группы. Именно на их базе в 1996 году было решено организовать Технический (ныне — Инженерный) лицей НГТУ. Чуть позже наш университет выступил инициатором создания Новосибирской ассоциации лицеев и гимназий, в которую сейчас входят 55 школ.
Сначала лицей объявил набор только в 10-11 классы. В конкурсе участвовали свыше 1000 учеников Новосибирска и области.
— Директора многих школ ревниво относились к появившемуся «конкуренту», забиравшему у них лучших, — вспоминает глава лицея с 1996-го по 2002 годы Борис Горлов. — У нас велось профильное обучение: были классы с физическим уклоном, математического направления, специализированные классы информатики и даже одна экономическая группа. Первые годы ребята занимались в стенах НГТУ, поскольку своего здания не было. Помимо стремления дать будущим абитуриентам хорошее образование было и желание приобщить школьников к студенческой жизни. Спортивная кафедра НГТУ организовала День лыжника, лицеисты подготовили выступления к празднику «Студенческая весна НГТУ», приняли активное участие и в студенческих научных конференциях. В первые годы около 80% наших выпускников поступали в Новосибирский государственный технический университет. И мы регулярно получали от вузовских преподавателей прекрасные отзывы о ребятах.
Тем временем Инженерный лицей превратился в полноценное образовательное учреждение — с 2009 года переехал в школьное здание, ребят теперь набирают с первого класса, а в 7-й и 10-й проводят добор уже на конкурсной основе, отыскивая среди городских школьников светочей инженерной мысли. Лицейское братство скрепляется традициями: первоклашек посвящают в инженэтики — все же начиналось с Новосибирского электротехнического института (НЭТИ), из которого вырос НГТХ; десятиклассников — в лицеисты; торжественно празднуют и приобщение к взрослой жизни — переход из 10-го в 11-й класс. Все же начиналось с Новосибирского электротехнического института (НЭТИ), из которого и вырос НГТХ.
Естественно, лицеистов влечет наука, и многие выпускники посвящают ей жизнь. Максим Иванцивский координирует в Институте ядерной физики (ИЯФ) СО РАН работы по проекту ITER (международный проект термоядерного экспериментального реактора). Андрей Терехов, лауреат медали РАН 2014 года, работает в Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН. Степан Захаров принимает участие в обработке данных с детектора СМС на Большом адронном коллайдере в ЦЕРНе (Женева) — опять же от ИЯФ. Там же, в ­ЦЕРНе, проходят повышение квалификации и сотрудники лицея, например, преподаватель физики, кандидат педагогических наук Ольга Заковряшина. Словом, Инженерный лицей недаром вошел в число базовых школ Российской академии наук (таких в Новосибирске пять).
— Статус базовой школы РАН подразумевает развитие той идеи, которую мы внедряем со дня основания, — идеи наставничества, — комментирует директор Инженерного лицея НГТУ Маргарита Безлепкина. — Наши выпускники, едва начав обучение в вузе, становятся наставниками у старшеклассников и продолжают эту работу уже аспирантами и кандидатами наук. Конечно, не все они сегодня идут в НГТУ. Лицей занимает 37-е место в рейтинге школ России, составленном RAEX по данным опроса выпускников, поступивших в лучшие вузы страны. По результатам ЕГЭ 2019 года среди лицеистов — пять стобалльников. Сегодня около 20% лицеистов уезжают в Москву и Санкт-Петербург, 20% идут в Новосибирский государственный университет, но 55% выбирают уже ставший родным НГТУ.
Технический университет для лицея — партнер, заинтересованный в качестве подготовки, у нас реализуется ряд совместных инициатив. Например, с 2012 года проводим городские соревнования по робототехнике. Они проходят в Научной библиотеке НГТУ им. Г.П.Лыщинского, а участие в них принимают ребята буквально с детсадовского возраста. Инженерный лицей является инициатором и организатором проведения городских соревнований по сборке компьютера. Сейчас на правительственном уровне ставится задача развития инженерного мышления, а делать это проще всего через инженерное творчество. И Инженерный лицей вовлекает младшеклассников в этот процесс. Например, с помощью конструктора CUBORO, прекрасного тренажера для развития пространственного воображения и инженерной мысли. Кстати, в прошлом году к нам приезжал разработчик этих кубиков швейцарец Маттиас Эттер, заинтересовавшись нашей системой работы. На базе лицея уже шестой год работает IT-школа Samsung. С 10-го класса адаптируем школьников к вузовскому расписанию. Среди предметов есть необычные, скажем, инженерная графика.
Воспетый Пушкиным лицейский дух способствует особому отношению к гуманитарным дисциплинам. Всему Новосибирску известен клуб любителей поэзии «Ликующая муза», руководит которым Наталья Горшкова. С 2018 года в лицее изучают японский как второй иностранный. Так что прибывшую 15 сентября по обмену делегацию школьников из Саппоро лицеисты смогли приветствовать на языке Страны восходящего солнца.

Ольга Колесова

Фото пресс-службы НГТУ

Нет комментариев