Поиск - новости науки и техники

Ледовая мозаика. Российские ученые примут участие в масштабном международном проекте изучения Арктики

15.09.19

Совсем скоро стартует крупнейшая международная полярная экспедиция MOSAiC (Multidisciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate), цель которой – круглогодичное изучение изменений арктического климата. Проект с общим бюджетом более 100 миллионов евро был разработан международным консорциумом ведущих полярных исследовательских институтов под руководством Института им. Альфреда Вегенера – Центра полярных и морских исследований Гельмгольца (AWI) при участии с российской стороны Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Цель экспедиции – углубленный мониторинг атмосферы Арктики, ее взаимодействия с океаном путем проведения океанологических, ледовых, гидробиологических исследований.
Директор ААНИИ профессор РАН Александр Макаров рассказал «Поиску», что 20 сентября из норвежского Тромсе выйдут два корабля – немецкий ледокол Polarstern и российское научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» – которые направятся в восточную часть российской Арктики. Российское судно поможет ледоколу добраться до места дрейфа. Там Polarstern должен вмерзнуть в лед и начать дрейф по маршруту в 2500 км, который продлится год. В течение шести ротаций в полевых исследованиях на ледоколе примут участие около 600 ученых (одновременно на судне будут находиться 100 исследователей) из 20 стран, в том числе из России, за которой зарезервированы два места для сотрудников ААНИИ. В обработке полученных данных будет задействовано еще большее число специалистов.
– MOSAiC – это самый масштабный международный проект комплексного исследования природной среды Арктики. Такая экспедиция организуется впервые, – отметил А.Макаров.
Главными направлениями исследований дрейфующей обсерватории MOSAiC станут физика морского льда и снежной шапки, процессы в атмосфере и океане, биогеохимические циклы и арктическая фауна. Российские ученые, по словам ученого, сосредоточатся в основном на изучении свойств морского льда.
– Нами будут проводиться исследования физических и других свойств ледяного покрова Северного Ледовитого океана. Сейчас это очень актуальная задача, поскольку активно развивается Северный морской путь и любые новые данные о состоянии люда в течение сезона, а главное – во время перехода от сезона к сезону – имеют огромное значение, – подчеркнул директор ААНИИ.
Главным результатом масштабного международного проекта должно стать повышение точности прогнозов погоды, а также предсказаний состояния ледового покрова и будущих климатических условий на Земле.
А.Макаров назвал MOSAiC своего рода подготовкой к предстоящему в 2021 году старту российской дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс», строительство которой ведется на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. По словам директора ААНИИ, эта огромная плавучая обсерватория станет долгосрочной исследовательской арктической базой, рассчитанной на 25-30 лет. Она сможет самостоятельно, без помощи ледокола, достигнуть места начала дрейфа в восточном секторе Российской Арктики, после чего вмерзнет в лед и начнет свободно дрейфовать в высоких широтах. Начиная с 1937 года, в нашей стране существовала традиция создавать годичные дрейфующие станции, когда исследовательский лагерь разворачивался прямо на льду, однако со временем из-за происходящих климатических изменений такие экспедиции стали небезопасны. Готовящийся российский проект сможет восстановить российскую традицию постоянных арктических наблюдений, прерванную в начале 2000-х.
Предполагается, что платформа «Северный полюс» будет дрейфовать в течение одного-двух лет, после чего сможет зайти в порт Архангельска, заправиться и обновиться и затем отправиться на «новый виток».
– Кстати, сейчас Росгидромет проводит экспедицию «ТРАНСАРКТИКА 2019», и первым ее этапом тоже было вмораживание судна «Академик Трешников», которое дрейфовало в районе Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа. Проект MOSAiC и экспедиция «ТРАНСАРКТИКА 2019» в этом смысле очень важны для нас как соединительное звено между дрейфующей ледовой экспедицией старого типа с организацией ледового полевого лагеря и современной, которая вскоре будет реализована на отечественной ледостойкой платформе, – подытожил А.Макаров.

Светлана Беляева

Нет комментариев