Летопись катаклизмов. Новая временная шкала вымирания динозавров получена бурением в кратере Чиксулуб

22.09.19

Гигантский астероидный удар по мелководью Мексиканского залива, произошедший 66 миллионов лет назад, помимо локальной катастрофы вызвал череду дополнительных: с неба посыпались камни, заполыхали лесные пожары, а далекие берега затопило цунами. Это было начало конца мезозойской эры, когда миром правили динозавры. В сентябрьском номере Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована новая летопись того времени вплоть до первых дней кайнозоя, текущей эры геологической истории Земли, сообщает New York Times. В основе временной шкалы — фотосъемка с высоким разрешением, микроскопия, компьютерная томография и магнитные измерения десятков метров осадочной породы, недавно извлеченной из Чиксулуба, крупнейшего ударного кратера нашей планеты, который находится на полуострове Юкатан в Южной Америке. В 2016 году ученые провели подводное бурение и взяли образцы из круговой цепи холмов внутри кратера. Объектом нового исследования, которым руководил геофизик из Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin) Шон Гулик ­­­(Sean P.S.Gulick), был этот керновый материал — 130-метровое свидетельство первого дня после астероидного удара. И этот первый день кайнозоя был полон катаклизмов. Когда ударил астероид, образовалась дыра 100-километрового диаметра и 30-километровой глубины. Это событие породило цунами, которое выплеснулось из кратера, а также выброс камней в верхние слои атмосферы и вокруг. По словам Гулика, «почти наверняка что-то достигло Луны». Самые крупные обломки рухнули обратно на Землю в первые же минуты, изменив ландшафт до неузнаваемости. Меньшие камни, падая, превращались в тектиты, расплавившиеся в верхних слоях атмосферы и застывшие стекловидные образования, которые в Северной Америке находят повсюду, и они — ровесники чиксулубского астероидного удара.
Ученые предполагают, что в первые 30 минут обратно в кратер через брешь в северо-восточной части его обода в него хлынула океаническая вода. Отсортировав по размеру около 100 метров породы из пиков внутри кратера, они выявили свидетельства этого затопления. Спустя несколько часов вернулась вся выброшенная астероидом вода. По подсчетам авторов, волны цунами достигали нескольких десятков метров. Возникшие, когда астероид попал в Мексиканский залив, они затем отражались от ближней береговой полосы и возвращались в кратер, оставляя на кратерных пиках толстые слои песка и гравия, которые содержали перилен, — это химическое соединение — биомаркер почвы. О масштабных пожарах, которые случились тогда же, когда падали небесные камни и бушевало цунами, свидетельствуют куски угля поверх нанесенных цунами слоев.