По лунной дорожке. Космическая экспедиция началась на Земле

Последние минуты — и шестеро смелых, три женщины и трое мужчин, войдут в модуль уникального наземного комплекса. Тяжелая дверь за ними закроется, а откроется только через четыре месяца — столько продлится очередной наземный эксперимент Института медико-биологических проблем (ИМБП РАН). «Полёт» воспроизводитосновные этапы реального космического путешествия на Луну, включая операции на орбите и поверхности спутника Земли, а также выбор места для будущего лунного поселения.

Похоже, земляне засиделись на планете. Им уже мало кружить вокруг Земли. И первой на пути в дальний космос значится Луна. Поэтому такой ажиотаж в СМИ вызвало приглашение на пресс-конференцию в ИМБП, посвященную началу эксперимента. Далеко не маленький зал был забит пишущими, снимающими журналистами, а также их коллегами с радио. Открывая встречу, директор ИМБП академик Олег Орлов, пояснил, что прежде чем отправить к спутнику Земли экспедицию, необходимо изучить все возможные технические и психологические риски, разработать, в частности, методики диагностики, профилактики и лечения будущих участников полетов. Все эти глобальные задачи решает международный проект SIRIUS — Scientific International Research In Unique terrestrial Station — организованный ИМБП РАН и NASA HRP при активном участии отечественных специалистов, а также немецких, французских, итальянских… — всего из восьми стран. SIRIUS предусматривает серию изоляционных экспериментов в наземном комплексе ИМБП продолжительностью 4, 8 и 12 месяцев в течение пяти лет. А начнутся межпланетные пилотируемые полеты, как предполагается, в 2024 году. Отметим, что SIRIUS продолжает медико-психологические исследования, начатые проектом «Марс-500», также проводившимся при подготовке к освоению дальнего космоса.  

По словам представителя НАСА Дженнифер Энн Фогарти, десятки лет американские и российские специалисты успешно сотрудничают в рамках различных совместных проектов. И продолжат делать это в будущем, поскольку длительные полеты требуют обширных знаний, например, о том, как меняются поведение членов экипажа, их мотивация и психологический настрой на «пятачке» ограниченного жизненного пространства и как следует «космонавтов» поддерживать. Поэтому так важны наземные эксперименты. 

Представляем членов экипажа миссии SIRIUS. Командир Евгений Тарелкин (РФ) —  летчик-космонавт, бортинженер корабля  
«Союз ТМА-06М» (2012 год). ­Дарья Жидова (РФ) — бортинженер, выпускница Томского госуниверситета. Работает в летно-испытательном отделе РКК «Энергия». Стефания Федяй (РФ) — врач-психиатр и врач-исследователь, младший научный сотрудник отдела оперативного управления медицинским обеспечением космических полетов ИМБП. Анастасия Степанова (РФ) — журналист, инженер (МГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана), младший научный сотрудник ИМБП. На ее счету изоляционный эксперимент на «марсианской» исследовательской станции в пустыне штата Юта (Mars Desert Research Station, США, 2014 год), 80-суточный международный научный эксперимент «Марс-160» (2016 год) в пустыне штата Юта и 30-суточный — на станции острова Девон Канадского Арктического архипелага. Рейнхолд Повилаитис (США). Окончил Университет штата Аризона (Arizona State University), магистр в области материаловедения и инженерии. Участник наземной изоляционной исследовательской программы Human Exploration Research Analog (HERA). Аллен Миркадыров (США) —  заместитель заведующего филиалом (Associate Branch Head), отдела телекоммуникационных сетей и технологий Центра космических полетов имени Годдарда (GSFC). Магистр Государственного университета Сан-Диего по специальности «аэрокосмическая инженерия». Член экипажа 240-суточного изоляционного эксперимента HI-SEAS III. 

Добровольцев спросили, что они берут с собой на эти четыре месяца. Командир экипажа обзавелся гантелями и боксерскими перчатками — незаменимыми средствами, по его мнению, для психологической разгрузки. Девушкам более привычными оказались книги, а некоторым еще и любимые мягкие игрушки. Был вопрос, чего больше всего опасаются члены экипажа? Американец не без юмора отметил, что боится остаться без горячей воды. А одну из девушек беспокоит отсутствие Интернета. В свободное время, сообщили организаторы, в модулях будет звучать музыка, добровольцев ждут игры и фильмы, к их услугам различные тренажеры. А чтобы члены экипажа не заскучали, им предстоит разбираться в уже запланированных нештатных ситуациях. Конечно, участников пресс-конференции интересовал вопрос, когда все же состоится реальный полет. Ответ был обнадеживающий: «Скоро, даже очень скоро». 

На вопрос «Поиска» ответил заместитель директора ИМБП, трижды побывавший в орбитальном полете летчик-космонавт РФ Олег Котов. 

 — Как с высоты своего опыта вы оцениваете изоляционные наземные эксперименты? 

— Это обязательная часть подготовки освоения космического пространства. Все программы полетов сначала испытывают на Земле, чтобы на основе опыта разработать многочисленные системы помощи экипажам. Выяснили, например, какие нужны тренажеры для поддержания физической формы космонавтов. Создали методики, помогающие установить на борту доброжелательный климат. Знаем, как быстрее устранять языковые барьеры и как лучше организовать работу в смешанных по гендерному признаку экипажах. Понятно, как важно все это отработать на Земле, нежели заниматься этим в космосе. 

Юрий Дризе 

1 комментарий

  • Статья очень информативная, мне интересно было прочитать про новости о полете на Луну. А какие именно выяснили нужны тренажеры для поддержания физической формы для космонавтов.