Поиск - новости науки и техники

По наводкам бывалых. Иностранные абитуриенты выбирают наши вузы с подачи выпускников

31.05.19

Иностранная молодежь, приезжающая в Россию для получения образования, чаще всего хочет получить здесь профессии, связанные с информатикой, естественными, социальными и гуманитарными науками, медициной и фармацией. Что мотивирует граждан других стран на обучение в наших вузах? Владеют ли они русским языком до поступления, как адаптируются в здешней среде, с какими трудностями сталкиваются и ради каких перспектив отправляются в эту страну, порой даже с другого конца света? Подведомственный Минобрнауки Центр социологических исследований (Социоцентр) с 2015 года регулярно оценивает удовлетворенность иностранных студентов российским образованием, проводя ежегодные исследования их мнений об учебе в наших университетах. В них также участвуют сотрудники вузов, занятые привлечением иностранцев и их обучением.
В 2018 году эксперты Социоцентра опросили почти пять тысяч студентов-иностранцев из 83 университетов, которым предлагалось выбрать один или сразу несколько вариантов ответов. Итоги этого опроса представило РИА Новости.
На вопрос о причинах выбора российского образования студенты чаще всего отвечали: «Хотелось учиться именно в России» (более 42%). Вторым по популярности (27,1%) стал ответ «здесь можно получить более качественную подготовку, чем дома», а 21,6% заявили: «Хотелось учиться за границей (неважно, где)». Несколько реже респонденты прибегали к вариантам «хотел бы со временем переехать в Россию (19,6%) и «русский язык и литературу лучше изучать в России» (18,1). Немногим более 16% молодых зарубежных граждан выбрали нашу страну потому, что ее язык для них родной, и примерно столько же прислушались к рекомендации семьи. Кто-то приехал к нам за специальностями, которым не обучают на родине, кто-то – за более дешевыми программами, а иные – чтобы пройти здесь стажировку. Авторы исследования отмечают, что высокое качество образования, престижный диплом и участие университета в программах студенческого обмена наиболее часто обосновывали выбор тех, кто поступал в вузы-участники Проекта 5-100 и приоритетного проекта «Экспорт образования».
Уровень преподавания в российских университетах высоко оценили более 62% респондентов. Многим студентам-иностранцам нравится атмосфера в наших вузах (20,6%). Как отметили авторы исследования, за последние годы абитуриенты стали больше обращать внимание на престиж университетов и их успехи в глобальных рейтингах (9,8%). Что же касается претензий, то на первом месте (11,9%) – неудовлетворенность условиями проживания в общежитиях. Примерно вдвое меньше иностранных студентов недовольны оснащенностью аудиторий и организацией учебного процесса, большой учебной нагрузкой и питанием, которое предлагают столовые вузов. Меньше всего претензий к возможностям для внеучебного времяпровождения – 1,8%. Полную удовлетворенность учебным процессом высказали 53,6% опрошенных (то есть примерно каждый второй), а 38,2% в целом им довольным, но с некоторыми оговорками. Совершенно разочарованных оказалось 4,2%. Остальные затруднились ответить.
По данным исследователей, о сложностях, возникших в первые месяцы пребывания в России, упомянули порядка 3/4 иностранных учащихся. Такие проблемы, как правило, связаны с удаленностью родной страны, непривычным бытом, климатом, языковым барьером. Но их актуальность заметно снижается с течением времени по мере адаптации студентов.
Большинство обучающихся в вузах Российской Федерации иностранных студентов (порядка 75%) приезжает сюда из стран СНГ, Балтии и Грузии, однако с 2013 года, по данным Социоцентра, появилась положительная динамика поступлений представителей стран Европы, Азии, Америки и Африки. Из тех, кто приезжают к нам на учебу из-за рубежа, более половины составляют ребята из семей со средним уровнем дохода и примерно треть – из семей с высоким уровнем (27%). В исследовании участвовали граждане стран СНГ, Балтии, Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной, Западной и Северной Европы, Латинской Америки, стран Северной Америки и Океании.
Рекомендации выпускников и родителей, как выяснилось, остаются главными источниками информации о том или ином российском вузе. Сайты учебных заведений принимаются во внимание во вторую очередь. Ориентируются иностранные студенты и на такие адресованные им интернет-ресурсы, как studyinrussia.ru и Russia.study, а также на международные рейтинги.
Как оценивают иностранные студенты свои шансы на успешное трудоустройство с российским дипломом в другой стране? Большая часть опрошенных предвидит трудности, связанные с необходимостью его подтверждения за рубежом, примерно треть достаточно оптимистично смотрит в свое трудовое будущее. Среди студентов-иностранцев, обучающихся в вузах приоритетного проекта «Экспорт образования», эту позицию разделяют 42%. Как надеются авторы исследования, его результаты и комментарии экспертов будут учтены специалистами Минобрнауки при выработке мер, повышающих эффективность работы министерства и вузов по привлечению в российские университеты зарубежной молодежи.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев