Покой и не снится. РАН втянулась в активный режим

28.06.19

Последнее перед летними каникулами заседание Президиума Российской академии наук продолжалось почти пять часов. Судя по характеру принятых решений, можно предположить, что хотя коллегиальный руководящий орган в ближайшее время собираться не будет, многим членам РАН вряд ли удастся расслабиться — задачи перед ними стоят серьезные.
Обсуждая информацию о порядке проведения очередного Общего собрания РАН, члены президиума обратились к теме, связанной с иностранными членами Академии наук. Сегодня их число составляет примерно 20% от количества российских коллег, причем существует достаточно большой (от 10 до 40%) разброс по отделениям, которые представляют зарубежных ученых для избрания. Президент РАН Александр Сергеев поставил вопрос о том, как распределять вакансии между отделениями и нужно ли ограничивать общее количество иностранных членов. Академик Лев Зеленый предложил для начала навести порядок в этой работе.


— У РАН осталось не так много возможностей для ведения международной деятельности, и в этих условиях большое расточительство разбрасываться таким замечательным ресурсом, как наши иностранные члены. Между тем связь с ними после выборов часто прерывается, — заявил академик.
Институт или член академии, предложившие кандидата, должны через определенный срок давать отчет о том, как их выдвиженец взаимодействует с академией, считает Л.Зеленый.
По итогам дискуссии решено было поручить экспертным комиссиям отделений, созданным для проведения выборов, подготовить информацию о ходе сотрудничества со своими иностранными коллегами. В дальнейшем распределять квоты планируется с учетом полученных данных.
О новых подходах к оценке результативности научных организаций присутствующим рассказал первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников. Речь, напомним, идет о делении учреждений науки на три категории: лидеры, стабильно работающие и утратившие научный профиль и перспективы развития. Грядет очередной этап оценки, в котором, согласно выпущенному недавно министерством приказу, должны принять участие около трехсот вузов и федеральных исследовательских центров, сформированных в результате объединения академических институтов. В настоящее время министерство, по словам Г.Трубникова, занимается корректировкой методики расчета минимальных значений показателей результативности — отдельно для вузов и научных организаций.
— На Межведомственной комиссии (МВК) по оценке идет дискуссия, как оценивать вузы. Это не тривиальная задача, — признал представитель министерства.
Есть сложности в оценке огромных многопрофильных университетов. Непросто подсчитать число работающих в вузах научных сотрудников, которые совмещают исследовательскую и преподавательскую деятельность. Серьезная проблема — наладить корректный учет числа вузовских публикаций. Вузам должны засчитываться только статьи, подготовленные сотрудниками, имеющими там основное место работы, считают в МВК. Если руководствоваться сегодняшними правилами учета публикационной активности, порядка семидесяти сильных университетов должны быть сходу отнесены к первой категории, сообщил первый заместитель министра. Однако не секрет, что по многим статьям идет двойная аффилиация, отметил Г.Трубников.
Как «очищать» публикации вузов, пока не решено. Тем не менее уже к середине июля методику оценки научной деятельности университетов планируется согласовать с профильным сообществом и вынести на МВК. В октябре оценка должна была завершена, чтобы организации первой категории могли принять участия в мероприятиях нацпроектов «Наука» и «Образование», в том числе связанных с обновлением приборной базы, созданием новых лабораторий, поддержкой выпуска журналов, программ для аспирантов.
На заседании Президиума РАН прозвучала критика используемых критериев оценки. Многие участники дискуссии отметили, что они не в полной мере учитывают специфику деятельности организаций.
— Научные организации оцениваются по 24 основным показателям и 14 дополнительным, — не согласился Г.Трубников. — Введен новый профиль — «Перспективные исследования», предназначенный для оценки организаций, занимающихся прикладными исследованиями в интересах оборонно-промышленного комплекса.
Отвечая на вопрос об удельных весах трех основных составляющих оценки (наукометрических критериев, ведомственной и академической экспертизы), первый заместитель министра сообщил, что в этой части процесс не формализован, окончательное решение остается за МВК.
А.Сергеев предложил восстановить существовавшую ранее в РАН систему проведения регулярных комплексных проверок организаций.

— Чтобы поднять роль экспертной оценки, академия готова выйти с такой инициативой и формировать составы проверяющих комиссий — с приглашением представителей министерства — заявил президент РАН.
На следующий день в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» А.Сергеев подчеркнул, что РАН понимает важность адекватной оценки труда ученых и приложит все силы, чтобы помочь власти правильно выстроить систему анализа научных результатов.
Проект положения о порядке осуществления экспертной деятельности РАН на заседании представил вице-президент академии Андрей Адрианов. Он сообщил, что этот алгоритм де-факто уже полтора года реализуется, документ должен его легитимизировать. Некоторые члены президиума пожаловались на то, что экспертная деятельность стала отнимать слишком много времени.

Вы говорите, работы много? — возмутился А.Сергеев — Мы сами в 2014 году проголосовали за экспертные функции РАН, большинство было согласно. Вот вам эти функции!

Президиум рассмотрел также вопрос о рабочей группе по подготовке предложений, нацеленных на повышение результативности российской науки. Группа была создана решением Президиума РАН в начале текущего года. Ее руководитель академик Андрей Забродский представил первые результаты работы. Ученые, в частности, подготовили предложения по учету качества публикаций и расширению перечня научных результатов, планируемых в госзадании.
По общему мнению, для налаживания взаимодействия с федеральными органами власти статус группы должен быть повышен. Президиум решил, что ее возглавит один из вице-президентов. Выбор пал на А.Адрианова.
Другой вице-президент РАН — Алексей Хохлов — предложил дополнительно включить в рабочую группу активных членов Совета по науке, действовавшего при прежнем Минобрнауки. Нынешнее министерство, судя по всему, этот орган воссоздавать не собирается, между тем опыт ученых, эффективно взаимодействовавших с властью, необходимо использовать.
Если вопрос о рабочей группе возражений не встретил, то предложение руководства РАН создать при Президиуме академии Научно-координационный совет членов РАН — научных руководителей НИИ — было воспринято неоднозначно. Этот проект представлял академик Сергей Багаев, призванный возглавить совет. Он констатировал, что академия стремительно утрачивает связь с институтами: сегодня члены РАН стоят у руля только 25 академических НИИ. Кроме восстановления этой связи есть еще и задача снять часть обязанностей с директоров институтов, которые перегружены текущей административной работой.
Некоторые академики не согласились с тем, что научные руководители должны начать играть определяющую роль в деятельности организаций. Выступавшие напоминали, что в ряде НИИ научных руководителей нет, а там, где есть, они не всегда активны и эффективны.
Директор института философии академик Андрей Смирнов прямо заявил: «Если вы примете такое решение, то рассоритесь с директорами. Так привлечь к академии научные институты нельзя, так их можно только оттолкнуть».
По мнению А.Смирнова, искусственно усилить роль в жизни институтов людей, которые не имеют определенных полномочий и ни за что не отвечают, вряд ли возможно.

— Я как директор подписываю контракты с министерством, другие финансовые документы, отвечаю за выполнение госзадания. И что, решением президиума часть этих полномочий будет передана научному руководителю? Последствия такого шага трудно представить.
Несмотря на разброс мнений, большинство членов президиума проголосовало за создание совета. Решили, что ответы на поставленные в процессе обсуждения вопросы он будет искать по ходу работы.
Президиум принял пакет предложений, касающихся работы Высшей аттестационной комиссии. Сегодня этот орган, отвечающий за обеспечение государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, присуждение ученых степеней и званий, находится в ведении Минобрнауки. В РАН считают, что ВАК должна быть независимой структурой, напрямую подчиненной Правительству РФ, а ее состав необходимо согласовывать с Академией наук.
Позже на пресс-конференции, отвечая на вопросы по поводу принятых президиумом решений, А.Сергеев разъяснил журналистам позицию руководства РАН.
— Мы считаем, что система аттестации ученых высшей квалификации очень важна для страны, и эта система должна быть максимально объективной, а значит, независимой, — отметил он. — Поскольку ВАК оценивает специалистов из разных ведомств, она должна иметь надведомственный статус. ВАК занимается экспертизой, а Академия наук определена как высшая экспертная организация страны. Тогда почему ей не играть определяющую роль в формировании состава комиссии?
Еще в одном пункте принятого Президиумом РАН постановления заявлено о необходимости остановить расширение круга организаций, которым предоставлено право самостоятельно присуждать ученые степени, — до того момента, когда будет проанализирован опыт структур, уже пользующихся такой возможностью.
Кроме того, президиум рекомендовал ВАК использовать экспертный потенциал Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований при РАН. Для этого предлагается приглашать членов комиссии на заседания президиума и экспертных советов ВАК.

Надежда ВОЛЧКОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев