Сюрпризы от чешуекрылых. Высокогорные бабочки удивили ученых

15.09.19

Ученые Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН (ФИЦКИА РАН), что в Архангельске, описали новый вид и новый подвид бабочек с Тянь-Шаня и Памира. Открытие совершил младший научный сотрудник Российского музея центров биоразнообразия ФИЦКИА РАН Виталий Спицын.
В ходе экспедиции в тянь-шаньском высокогорье Киргизии был обнаружен ранее неизвестный науке вид бабочки — Eudiaphora tienshanensis (Эудиафора тяньшаньская), а в среднегорье Памира, на территории Таджикистана, — новый подвид — Eudiaphora turensis nozimdjoni (Эудиафора Нозимджона).
Экспедиция по оценке биоразнообразия проходила в июне-августе 2018 года в рамках договора о сотрудничестве между ФИЦКИА РАН и Институтом биологии Памира (Таджикистан). Дальнейшие морфологические и генетические анализы образцов, выполненные в лабораториях федерального исследовательского центра, подтвердили, что эти вид и подвид бабочек действительно совершенно новые. Результаты исследований опубликованы в научном журнале Ecologica Montenegrina, входящем в международную базу данных Scopus.
Как отмечает ученый-энтомолог, экспедиция продолжалась более 40 дней и потребовала серьезных трудозатрат. В первой части экспедиции — в Таджикистане — В.Спицыну оказал помощь местный житель Нозимджон Махмудов, в честь которого и был назван новый подвид бабочек.
— Поймать новый вид бабочки-медведицы в Средней Азии — большая удача. Этот регион был хорошо изучен, но, как оказалось, и там еще можно найти новые виды, — рассказывает В.Спицын.
Одной из задач экспедиции было изучение процессов эволюции, видообразования и фауногенеза в экстремальных горных экосистемах Азии, которые являются высотными аналогами Арктики. Условия в высокогорьях Памира для насекомых более суровые, чем в Арктике, однако фауна там богаче в десятки, если не в сотни раз.
— К примеру, за два века исследований фауны чешуекрылых (бабочек) Новой Земли ученым удалось обнаружить всего 30 видов. За два дня в высокогорьях Памира на высоте 4000 метров я насчитал 100 видов бабочек, при этом условия там были намного экстремальнее, чем на том же Южном острове Новой Земли, где местами растут ивы по пояс. Этот пример нам наглядно показывает, что в Арктике видов мало не потому, что там холодно, а потому, что экосистемы в высоких широтах очень молодые. Таким образом, главный фактор фауногенеза и эволюции — время. Какими бы суровыми ни были условия, к ним можно приспособиться, если есть достаточно времени, — заключает В.Спицын.

Вадим РЫКУСОВ