В серебряном возрасте. У ректора и президента вуза должны быть разные заботы

17.05.19

Елена ПОЛУШКИНА
замдиректора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС

Управлять вузом — хорошим или плохим, маленьким или большим — огромная работа. И «попросить» из начальственного кабинета могут не только по возрасту, а просто потому, что сочтут: неважно справляешься. Твои личные обстоятельства? Не в счет. Словом, ректорский труд — тяжкий крест. Иллюзий, что денег дадут и не спросят, насколько эффективно потратил, никто из ректоров/директоров научных институтов уже давно не питает. Сейчас решаются вопросы инвентаризации деятельности вузов и НИИ и устойчивого обеспечения доступности качественного высшего образования, то есть освоение новых технологий ради возможности университетского обучения для проживающих в любой точке нашей огромной страны для всех желающих. Работы дальше будет только больше, и делать ее надо будет быстрее и еще эффективнее. Поэтому обсуждать надо не то, можно ли ректору занимать свою должность до полной физической беспомощности, а то, как теперь и кому следует работать ректором/директором в высшей школе и науке.
Да, с каждым десятилетием мы живем дольше, ректоры не выглядят дряхлыми стариками и на восьмом десятке лет. Президент РАН Ю.Осипов катался на горных лыжах в 85. Возрастной рубеж меньше всего влияет на динамику жизни, если вокруг человека выстроена правильная система, — государством и им самим. Я видела Б.Патона в 95 лет, он был интеллектуально в полном порядке, с острым, даже критически насмешливым взглядом. Он отлично выполнял ту функцию, которую на себя взял, — олицетворял украинскую науку вполне респектабельно. Так что если ректор может организовать процесс так, что достойно представляет вуз на разных уровнях, — региональном, отраслевом, федеральном — пусть занимает эту должность.
Но рутину текущей переменчивой жизни вуза лучше доверить тому, кто в курсе происходящего каждый день и готов оперативно реагировать на все вызовы современного изменчивого мира. Это здорово, что ученые живут долго, — у них мозговая деятельность хорошо организована. А вуз в этот момент живет современными событиями или мыслями патриарха? Я считаю, что не о возрасте ректора и президента надо думать сейчас, а о функциях, которые они должны выполнять. Старость благодаря медицине и образу жизни отодвигается на более поздние сроки физически и становится «молодой» внешне. А значит, можно сдвигать время ухода с руководящих постов ближе к 75 годам — не для всех, но для избранных.
Но что в этот момент делать молодым и амбициозным? Постепенно становиться «самым старым принцем»?
Можно говорить об опыте и боевом настрое у тех, кто «сделал» вуз или НИИ передовыми, также можно долго рассуждать о стагнации в развитии организации и усталости от одного и того же лица. И все будут правы. Считается, что круг избранных — ректоров/директоров — невелик и рынка труда у представителей этой профессии нет. Это не так. В России порядка 500 государственных вузов плюс проректорский корпус (умножим в среднем на 5) — это уже более 2,5 тысячи потенциальных претендентов. Начнут, как принято в мире, приглашать зарубежных коллег на руководящие посты в вуз/исследовательский институт, и рынок, оставаясь «маленьким», станет очень «жарким». Переплетутся вопросы этики, организационной политики, психологии, финансовой успешности, академического развития, даже политики. Много будут об этом спорить, но рано или поздно это произойдет: жизнь не остановить. Готовы мы к этим переменам?
За рубежом стало нормой приглашать руководителем вуза/научной организации личность, известную определенными достижениями, на 5-7 лет для реализации выбранной стратегии развития. А после решения задачи благодарить и нанимать нового героя для воплощения следующей стратегии (и опять всего на несколько лет). Нет кресла, которое занимают пожизненно, если это не частная компания, но и там не исключена смена руководства под давлением наблюдательного или иного совета.
Интрига нашего времени не в том, чтобы ректор/директор руководил до 75. Может — пусть руководит, но должен быть выбор. Выбор для тех, кто не хочет и не может уйти (и силы еще есть, и планов громадье). Выбор для тех, кто должен принять решение и отказать уважаемому человеку в продлении контракта (цель учредителя — движение вперед, и ему со стороны виднее, движется ли организация к ней). Тогда выиграют не все, и проиграют многие, но главное, чтобы выиграли вузы и НИИ, научно-образовательные коллективы и студенты, а в целом страна.
Предыдущее министерство, отвечавшее и за высшую школу, и за науку, пыталось разработать профессиональный стандарт ректора. Пока до 2020 года их назначения осуществляют в соответствии с едиными квалификационными требованиями, предполагающими, что ректор должен быть хотя бы кандидатом наук. Но так ли это необходимо сегодня? Может, надо на место ректора привлечь человека без степени, но успешного менеджера с опытом? Ведь требования к ректору (судя по регламентирующим документам) — административно-хозяйственные: вуз сегодня — как многопрофильное предприятие. У ректора заботы — от уборки территории и отчисления/увольнения до высокого научного прогресса. Причем спрос за научный прогресс может быть реже, чем за все остальное хозяйство, где работают несколько тысяч человек (не считая студентов). И на место ректора нужен, скорее, спец по управлению большими многопрофильными системами, чем кандидат на Нобелевскую премию.
А как же, спросите, наука? Она же — основа основ вуза. (Да, но далеко не для всех. В бюджете высшего образования наука составляет около 13%. Значит, и наука у нас пока еще — отдельная межотраслевая система вне вузов.) Да и в вузе есть должность президента. Нередко, правда, его деятельность незаметна. Но есть и исключения, когда президент умело направляет научное движение вуза. Если президент способен выполнять роль научного руководителя огромного коллектива, счастье университету, ибо ректору сегодня не «разорваться». В международной практике научная и административная должности (ректора и президента) равнозначны в управлении вузом. То есть я считаю, что ректор может быть без степени кандидата или доктора, а вот проректору по науке это необходимо. Словом, если мы думаем, что вузы должны развиваться так же эффективно, как бизнес-структуры (а образование — это дорогой и серьезный бизнес), так и надо подбирать им руководство — по задачам, которые должно решать оперативно и успешно для реализации стратегии развития вуза. Время не только деньги, но и судьбы, а порой и жизни.
Мне могут возразить: вдруг кто-то захочет посадить своего протеже на ректорское место? Ну, и что страшного: если человек толковый, будет развитие, а если нет, учредитель найдет, как отказать в выполнении просьбы. Мы говорим о работающей системе, а не прописываем антикоррупционное правило. Коррупция въедается в любую систему, так мониторьте состояние, на то и дана власть учредителям. А насчет того чтобы не терять успешно работающие возрастные кадры, это как раз наука. Самая современная. И ею заниматься надо — «экономикой серебряного возраста». Мы о ней пока не говорим, а Европа и США тратят значительные средства на исследование возможностей серебряных лет. Думающие, активные, опытные профессионалы очень нужны миру, и о том, как их потенциал раньше времени не выкинуть на свалку, надо думать. И не только о ректорах/директорах, но обязательно с их участием. Именно они — умные, предприимчивые — должны подсказать, как такую экономику — с дорогим серебряным сиянием — создать.

Нет комментариев