Вдогонку за Монако. Как увеличить продолжительность жизни в России?

14.07.19

К 2030 году России предстоит войти в число государств, население которых имеет ожидаемую продолжительность жизни больше 80 лет, то есть вступить в так называемый клуб «80+». Достижима ли эта амбициозная цель, которую поставили перед страной российские власти? Какие барьеры нужно преодолеть, чтобы ее добиться? Ответам на эти вопросы посвятил открытую лекцию в Екатеринбурге научный руководитель Института иммунологии и физиологии УрО РАН, в прошлом — глава отделения, председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы академик Валерий Черешнев (на снимке).
Ожидаемая продолжительность жизни — один из главных показателей ее качества в той или иной стране. Лидируют здесь Монако, Япония и Сингапур, где люди живут в среднем больше 85 лет. У россиян этот показатель, по разным оценкам, сейчас колеблется между 71 и 72 годами. В первой половине 2000-х группой ученых Уральского отделения РАН и их коллег из других регионов под руководством В.Черешнева была разработана методика системного экологического мониторинга, устанавливающего причинно-следственные связи между внешними воздействиями, здоровьем человека и качеством его жизни, а также прогнозирующего неблагоприятные тенденции, чтобы их предупредить. Методика вобрала в себя анализ медицинских, космических, геофизических, метеорологических, социальных и других факторов. В лекции Валерий Александрович остановился на двух — демографическом и медико-биологическом — и вот какая получилась картина.
Сегодня население России составляет около 146,8 миллиона человек, распределено оно неравномерно — большинство проживает в центральной части. На демографической ситуации до сих пор сказываются события 1990-х годов, когда качество жизни значительной части людей резко упало. Резкие перемены в стране, к которым население никак не подготовили психологически, привели к беспрецедентным последствиям. «В 1990 году рождаемость у нас была 16,4 на 1000 жителей, а смертность — 11,5. Через год цифры поменялись местами: с 16 мы рухнули до 8, а с 11,5 подскочили до 16. Рождаемость стала, как в Европе, а смертность, — как в Африке», — констатировал Валерий Александрович. С 1991 года Россия стала ежегодно терять по одному миллиону жителей, и чтобы уровнять рождаемость со смертностью, потребовалось 20 лет.
Основные причины гибели людей показаны на примере Свердловской области: 55% смертей здесь вызваны болезнями сердечно-сосудистой системы, 15% — травмами, 13,5% — онкологическими заболеваниями. В целом по стране злокачественные опухоли занимают среди этих причин второе место. Особо докладчик выделил проблему суицидов: «По количеству убийств судят об агрессивности в обществе, а по числу самоубийств — об уровне апатии и депрессии в нем. Так вот по самоубийствам, особенно подростковым, мы лидируем, обгоняя Европу в 3-4 раза». При этом увеличение случаев психических расстройств фиксируется во всем мире: сегодня в нем около 500 миллионов больных, страдающих депрессией, апатией, тревожным синдромом и синдромом хронической усталости. Осложняет медико-биологическую ситуацию и то, что на протяжении ста последних лет так называемые зоонозы — инфекции, циркулирующие в среде животных, — становятся антропозоонозами, то есть общими для человека и животных. Примером такой «миграции» служит ВИЧ. Причем по темпам роста заболеваемости этой инфекцией Россия показывает неблагоприятную статистику, заметно обгоняя африканские государства. Вместе с тем появляются новые вирусы, поставщиком которых становится сам человек: инфекционные агенты и симбиотические бактерии мутируют под действием сильных лекарственных препаратов, что в конечном итоге может привести к тому, что собственная микрофлора станет причиной гибели человека.
В стремлении к долгожительству важно также помнить, что у старости есть специфические проблемы: так, у людей старше 85 лет 30% патологий связаны с нейродегенеративными заболеваниями. При их возникновении иммунная реакция в мозге почти не выражена, но гибель нервных клеток проходит достаточно активно. Это может быть связано с тем, что патогенными (производящими болезни) становятся собственные ткани. Речь идет о так называемых прионах — молекулах белка, свернутых особым, «неправильным», образом и не содержащих нуклеиновых кислот. Сегодня наука ищет способы влиять на эти процессы.
Завершая выступление, академик подчеркнул, что здоровье человека на 10-15% зависит от состояния здравоохранения, на 15-20% — от генетики и на 20-25% — от качества окружающей среды. Самым же весомым фактором, определяющим состояние организма на 50-55%, был и остается образ жизни человека. Поэтому главное, чем надо заниматься на пути в клуб «80+» наряду с разрешением других проблем, — формировать у людей правильное отношение к собственному здоровью, в том числе с помощью самовоспитания. То есть попадем мы в этот клуб или нет, зависит прежде всего от нас самих.

Павел КИЕВ

Нет комментариев