Поиск - новости науки и техники

Вкладывать в экспансию. Российское образование ориентируют на экспорт

17.05.19

Развитие экспорта отечественного образования – задача многовекторная, требующая обдуманного приложения усилий государственных и образовательных структур как внутри страны, так и за рубежом. По мнению российских аналитиков, ее успешное решение может принести неплохие дивиденды. На приоритетный проект «Экспорт образования» планируется потратить в общей сложности107 миллиардов рублей, а по его завершению к 2024 году ожидается получение как минимум 915 миллиардов рублей (или 14 миллиардов долларов США). Эти данные упомянула в своем выступлении научный руководитель Центра компетенций международных служб образовательных организаций Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Татьяна Клячко. Заглавие ее доклада стало темой круглого стола «Экспорт образования: стратегия на рост» с участием руководителей Минобрнауки и ведущих аналитиков.
Цифры, которые представила эксперт, показывают: экспансия российского образования имеет тенденцию к росту, и, по некоторым показателям, мы занимаем далеко не последнее место в мире. С 2010-го по 2017 годы количество иностранцев, получивших дипломы наших университетов (по всем формам обучения), выросло в 1,7 раза (на 69,1%). На сегодняшний день доля иностранных студентов в вузах Российской Федерации такая же, как в США, – 5% от общего числа учащихся (лидируют здесь в совокупности Австралия и Новая Зеландия – 18%). А вот доходы от образовательных услуг у нашей страны невелики – менее 1%. По этому показателю мы сравнимы с Китаем. Общий объем рынка – 200 миллиардов долларов. Львиную его долю составляет прибыль США и Канады – 32%, у объединенной Европы – 33%, у Австралии и Новой Зеландии – 15%.
Проект «Экспорт образования» предусматривает, как минимум, удвоение количества иностранных учащихся в российских вузах. Сегодня их больше всего в Российском университете дружбы народов (РУДН) – более 5,5 тысячи, на втором месте Национальный исследовательский Томский политехнический университет (порядка 3,5 тысячи). МГУ, где учатся чуть более двух тысяч иностранцев, на десятом месте. Чтобы число студентов из-за рубежа в наших вузах удвоилось (это один из целевых результатов приоритетного проекта), их количество должно расти в темпе 11-12% в год. В числе ключевых проблем на пути к этой цели – недостаток общежитий, и этот непростой вопрос требует быстрого решения.
Т.Клячко обратила внимание на то, что показатель дохода от обучения иностранных граждан не пропорционален их числу в вузах. К примеру, в 2017 году у РУДН он составил более 650 миллионов рублей, в Курском государственном медицинском университете, где таких студентов более чем вполовину меньше, – 407 тысяч рублей, а в МГУ с таким же количеством иностранцев (2 тысячи) – 174,5 миллиона рублей. Всего 246 зарубежных граждан учатся в Санкт-Петербургской государственной академии им. И.Е.Репина, и при этом прибыль от обучения этого контингента получена там в объеме почти 200 миллионов рублей.

Сегодня вузам достается порядка 8 миллиардов рублей из общего дохода в 80 миллиардов, то есть 90% остаются в регионах, – отметила эксперт. Развитие экспорта образования вносит реальный вклад в экономику регионов, ресурсы которых должны быть эффективно использованы в этом процессе, считает Т.Клячко.
Научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики» Исаак Фрумин рассказал, что среди неанглоязычных стран наиболее успешно экспортирует образование частично признанная Турецкая Республика Северного Кипра. Иностранные студенты составляют там большинство от общего числа учащихся вузов, но маленькая деталь: в этих вузах преобладают программы на английском языке. Все иностранцы платят за свое обучение, и сегодня это – одна из главных статей дохода страны.
Одновременно с обсуждением потенциала привлечения студентов из-за рубежа (создание актуальных англоязычных программ, возможности для трудоустройства, работа с абитуриентами-соотечественниками и т.д.) участники круглого стола говорили и о необходимости их отбора по уровню подготовки. Заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская сообщила, что в министерстве намерены отбирать зарубежные таланты (через систему олимпиад, летних и зимних школ и стажировок на базе университетов).

Такая практика позволит нам сформировать качественный студенческий контингент и поддержать конкурентоспособность российской высшей школы, – сказала замминистра.
Ректор РАНХиГС Владимир Мау призвал обратить внимание на обеспечение безопасной и комфортной среды на местах, что немаловажно для привлечения иностранных учащихся.

Над этим должны работать и профильные министерства, и региональные власти, – подчеркнул он. Помимо наполнения вузовских и местных бюджетов, а также подготовки выпускников, дружески настроенных к нашей стране, развитие образовательного экспорта может стать компенсирующим фактором в условиях демографический проблемы, которая тормозит экономический рост страны, уверен ректор.
Проректор РУДН Лариса Ефремова призвала подумать о новой концепции подготовки зарубежных национальных кадров, пересмотреть систему правительственных квот и контрактов и обеспечить условия, при которых лучшие иностранные выпускники оставались бы в России. В РУДН предлагают собственную модель экспорта образования, основанную на кластерном под-ходе.

Входя в страну, мы изучаем ее экономику, потребности бизнеса, выясняем, что бы они хотели получить от российского образования, открываем центры довузовской подготовки по русскому языку на сетевой основе. В прошлом году там были порядка 800 слушателей. Если мы объединим усилия РУДН и других вузов, прирост будет существенным, – уверена Л.Ефремова. Опыт «сильных в экспорте», хорошо знающих правовую базу и тонкости международной аккредитации университетов, по ее словам, необходимо использовать для преодоления нормативно-правовых лакун в этой сфере.
Большие надежды специалисты возлагают на ресурсные центры за рубежом, где, как предполагается, будут формироваться необходимые компетенции для работы с абитуриентами и стратегия продвижения отечественного образования. Заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов сообщил, что на базе структур федерального агентства в этом году откроются пять таких центров и их функции обсуждаются с министерством и вузами.
Глава Минобрнауки Михаил Котюков напомнил, что поставленная в приоритетном проекте задача решается в жесткой конкурентной среде, и в первую очередь к этому должны быть готовы наши университеты. Министр также подчеркнул, что необходимо сочетать все формы развития экспорта образования, чтобы добиться нужных результатов, будь то поддержка рынка труда или расширение партнерских связей.

Нам нужно учиться продавать свои программы как высшего, так и дополнительного образования. Возможно, следует опираться на планы наших компаний, наметивших открытие производств на внешних рынках, чтобы обеспечивать их кадровыми ресурсами. Уверен, что эти вопросы мы будем обсуждать еще не раз и в разных форматах, – резюмировал министр.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев