Застыли в янтаре. Четыре вида древних насекомых-опылителей обнаружили российские палеонтологи

08.09.19

Сотрудники Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН нашли в образцах бирманского янтаря четыре ранее неизвестных вида вымерших сетчатокрылых насекомых, специализировавшихся на питании нектаром первых на Земле цветковых растений. Эти насекомые обладали хоботком уникальной конструкции, которая не имеет аналогов среди современных видов. Все новоявленные виды относятся к вымершему подсемейству Paradoxosisyrinae, которое входит в состав семейства Sisyridae, принадлежащего к отряду сетчатокрылых (Neuroptera). Как отмечается в сообщении Палеонтологического института, «парадокс» в латинском названии этой группы связан с тем, что современные сетчатокрылые в отличие от парадоксосизирин не имеют хоботка, — все они во взрослом возрасте обладают грызущим ротовым аппаратом и питаются не жидким нектаром, а твердой пищей, например, мелкими насекомыми или пыльцой. До сих пор парадоксосизирины были известны по одному-единственному экземпляру. Проведенное исследование показывает, что эта группа в середине мелового периода была более обширна и разнообразна, чем считалось ранее. Всего ученым удалось выявить в бирманском янтаре четыре новых вида, отличающихся окраской и жилкованием крыльев. Один из них получил название Khobotun elephantinus (Хоботун слоновый), что отражает наличие хорошо развитого хоботка, а другой вид был назван Buratina truncata в честь одноименного литературного персонажа.
По своим размерам парадоксосизирины сопоставимы с небольшими комарами, длина их хоботка — один миллиметр. Но даже такой маленький хоботок примерно в 1,5 раза длиннее остальной головы и на фоне крошечного тельца смотрится довольно внушительно. Чтобы лучше понять устройство хоботка парадоксосизирин, ученые построили его виртуальную 3D-модель. Оказалось, что хоботок этих насекомых не имел единого пищевого канала, а состоял из двух отдельных трубочек, каждая из которых была образована двумя створками. Из-за того что створки неплотно смыкались между собой, насекомое не могло подкачивать жидкость с помощью мышечного насоса, как это делают бабочки или мухи. Всасывание нектара происходило лишь за счет капиллярного эффекта, что было неэффективно и не позволяло сделать хоботок более длинным. Но, по мнению авторов статьи, основной пищей парадоксосизирин был именно нектар цветковых растений, экспансия которых пришлась на середину мелового периода, когда шел процесс образования бирманского янтаря. Возможно, несовершенная конструкция хоботка и стала одной из причин вымирания этой группы насекомых.