Жизненно важное дополнительное. С выбора образования начинается взросление

27.07.19

Цель «Острова 10-22», что прошел в июле в столице, — создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического развития.
— А какие системные изменения в деле подготовки кадров нужны конкретно вашей области? — поинтересовалась я у участницы сколковского интенсива вице-губернатора по научно-образовательному комплексу Томской области Людмилы ОГОРОДОВОЙ.
— Нужно, чтобы подготовка основывалась на личных предпочтениях обучающегося, которые совпадали бы с потребностями государства.
— Это не задача, а мечта. Но между ними обычно большое расстояние.
— Да, и измерить его нам помогает лаборатория наук о больших данных и проблемах общества НИУ Томского государственного университета. Она изучает материалы школ и тестовых испытаний школьников области. Оказалось, между намерениями и поступками огромный разрыв: например, сдавать Единый госэкзамен по физике планируют 30% девятиклассников, а сдают не более 20%. Еще меньше делают это столь успешно, что с их результатом можно подать документы в университеты Томска. Зато меньшее число подростков собиралось сдавать экзамен по обществоведению, а сдавало гораздо большее. С чего бы это? Не готовы к серьезному изучению точных дисциплин. А государству как раз все больше нужны люди с техническим мышлением. Свидетельство тому — контрольные цифры приема в вузы. Разрыв между возможностями и желаниями абитуриентов огромен. Выход? Для детей — отъезд в вузы других регионов, где проходной балл пониже. Но это потери для области. Значит, ей надо увеличить число вовлеченных в точные науки. Это сложнее, но для всех целесообразнее. Вот первый пример необходимости применения больших данных в образовании.
Знаете, когда отвечаешь только за начальную и среднюю школу, бьешься за один результат, а высшей, оказывается, нужен другой. Так лаборатория наук о больших данных и проблемах общества помогла нам заметить то, что абитуриентов, тяготеющих к изучению естественных наук сильно меньше, чем нужно обществу: КЦП на технические специальности последние годы растут. Уменьшать КЦП недальновидно, снижать проходной балл нельзя, слабо подготовленные студенты не смогут учиться. Нужно думать, почему, например, в 9-м классе намереваются сдавать информатику 40% учащихся, а сдают в 11-м экзамен по IT в два раза меньше. Они все — гуманитарии? Вряд ли. Обществознание не выбор вуза, государства — только школы и ребенка. Но стране гуманитарии требуются в ограниченном количестве, работу с приемлемой оплатой труда они находят редко, соответственно, и живут не очень благополучно.
Увидев это, мы решили, что пора работать с предпочтениями. Ректор, доктор психологических наук возглавляющий НИ ТГУ Эдуард Галажинский порекомендовал начинать специальные исследования. Мол, никакими массовыми мероприятиями мы этот разрыв не закроем. Надо работать на личностное определение, то есть обеспечить персонифицированное образование.
— То есть то, которого желает ребенок? Да он до последнего класса гадает, кем быть. Это будет выбор родителей или случая.
— Да, судя по большим данным, нам надо начинать гораздо раньше последнего класса средней школы. Нужно еще в дополнительном образовании заложить основу этого личного выбора. Обеспечить его. Как? Пусть попробует себя в одном, другом и только потом сделает выбор сам, а не кто-то за него. Для осознанного выбора требуются время и варианты. Губернатор поставил задачу «создать единое образовательное пространство — площадку, объединяющую современный контент, возможность получить персональные стажировки для педагогов, куда сможет прийти бизнес, чтобы осуществить нужные ему и обществу проекты». И тогда мы создали формат «Территория интеллекта». В 2018 году область стала софинансировать этот проект. Открытый молодежный университет, известный в кругах IT-компаний, кроме подготовки, которую давал ТУСУР через их Физтехлицей, обеспечил сопровождение детей по более широкому набору специальностей. Задача ведь — дать широкую палитру выбора и обеспечить непрерывное сопровождение ребенка: если он чем заинтересовался, то чтобы год за годом мог двигаться в сторону своего увлечения, а мы ему помогали приближаться к цели со скоростью, выше традиционной для детей. Опережающее развитие с начальной школы до получения аттестата и выбора вуза. Чтобы вдруг не случилась ситуации, когда «ваш педагог уволился» или «в этом году денег на этот кружок нет». Появились непрерывные треки для младшей школы, средней и старшей по разным направлениям. Собираемся в ноябре запустить пилотную платформу, где будут работать онлайн-кабинеты учеников из Томской области — с персонализированным выбором занятий для каждого ребенка, их родителей, учителей.
Детский университет, Малая академия, новые уроки по предмету «Технология«. Все начинается с того, что в школе создается научное пространство в младших классах. Открыт центр для подготовки талантливых детей (типа регионального «Сириуса«), и в этом году уже 600 детей прошли через тематические смены. Они все занимались в лабораториях университетов.
А Robocap? Томск первым присоединился к этому международному движению в лице ТУСУРа. Участники — дети из разных стран и регионов. Глаза не успевают следить за состязаниями летающих дронов, сражениями беспилотных танков, маневрами роботов-голкиперов футбольных матчей… У нас теперь даже есть цифровой двойник учителя, его создают сами учителя и потом обучают вести уроки — давать теорию, проверять домашнюю работу, проводить онлайн-тестирование. И все это еще в режиме состязания между преподавателями. В будущем электронные помощники появятся у педагогов не только Томской области, но и по всей России.
Уникальный проект Science Game, созданный тоже нашим Политехом (НИ ТПУ), собрал в этом году более 10 000 человек (зарегистрированных участников — школьников и студентов) и прошел по направлениям Национальной технологической инициативы. Конкурировали команды из более чем 1000 населенных пунктов Российской Федерации, 2551 школы и 542 университетов.
Так администрация Томской области реализует решение сформировать среду для вовлечения подрастающего поколения в сферу экономики будущего. Причем сделать это мы намерены быстро и масштабно.
P.S. 22 июля во время образовательного интенсива «Остров 10-22» делегация Томской области, в которую вошли представители администрации Томской области и ректоратов ТГАСУ, ТГУ, ТПУ,
ТУСУРа, представила проект томского Научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ). Эксперты высоко оценили проект и признали его лучшим среди 17 региональных команд.
Томичи предложили проект Большого университета как формы консолидации идей и ресурсов томских вузов и институтов под прорывные проекты в области космоса, биомедицины, химии и IT. Конкурс на получение статуса НОЦ состоится в марте 2020 года.

Елизавета ПОНАРИНА

Нет комментариев