Ценители морепродуктов. Неандертальцы умели плавать и нырять. На это указывают находки археологов

02.02.2020

Неандертальцы собирали раковины моллюсков в прибрежной полосе, но они также умели плавать под водой, добывая морепродукты, чьи раковины затем превращали в острые орудия и скребки, пишет The New York Times о новом исследовании, которое опубликовано в журнале PLOS One. «Это открытие расширяет наши знания о диапазоне способностей неандертальцев»,

— отмечает Сильван Сориано (Sylvain Soriano), археолог из Университета Париж Х — Нантер (Paris Nanterre University) и один из авторов публикации.

 

«Сейчас уже можно говорить о том, что неандертальцы были способны нырять в неглубоких местах»,

— добавляет он.

Выводы авторов исследования основаны на изучении множества обработанных вручную орудий из раковин, которые были найдены в итальянской пещере. Таким образом, для удовлетворения своих повседневных нужд неандертальцы не только охотились на оленей с помощью копий и дротиков с кремневыми наконечниками, а также добывали и поддерживали огонь для получения березового дегтя, но и пользовались тем, что могло им дать море.

Ученые обнаружили пещеру Мошерини (Grotta dei Moscerini) на западном побережье Аппенинского полуострова в конце 1930-х. Во время раскопок в 1949 году археологи, используя сито, выделили здесь десятки раковин моллюсков. Многие из них были заточены или видоизменены обитателями пещеры — неандертальцами, которые придавали наружным скелетам моллюсков острые края, подобно тому, как они изготовляли каменные лезвия из кремневых сколов. Возраст некоторых раковинных орудий — около 100 000 лет.

Орудия из пещеры Мошерини хранились в Музее естествознания Университета Колорадо (University of Colorado Museum of Natural History), и их описала археолог музея Паола Вилла (PaolaVilla). Около 170 обработанных раковин отнесены ею к виду гладких моллюсков, которые до сих пор обитают у итальянских берегов, — это вид Callista chione. Эти экспонаты изучили под микроскопом и обнаружили различия, которые позволяют отделить раковины мертвых моллюсков, собранные на берегу, от добытых с морского дна.

«У живых животных, которые были в морской воде, раковина блестящая, а у вынесенных волнами на берег — тусклая и матовая»,

— говорит Вилла.

По оценкам исследователей, около четверти раковин, обработанных неандертальцами, принадлежали живым моллюскам, добытым из воды, следовательно, эти люди были способны нырять на глубину от полутора до четырех метров.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев