Ценители морепродуктов. Неандертальцы умели плавать и нырять. На это указывают находки археологов

02.02.2020

Неандертальцы собирали раковины моллюсков в прибрежной полосе, но они также умели плавать под водой, добывая морепродукты, чьи раковины затем превращали в острые орудия и скребки, пишет The New York Times о новом исследовании, которое опубликовано в журнале PLOS One. «Это открытие расширяет наши знания о диапазоне способностей неандертальцев»,

— отмечает Сильван Сориано (Sylvain Soriano), археолог из Университета Париж Х — Нантер (Paris Nanterre University) и один из авторов публикации.

«Сейчас уже можно говорить о том, что неандертальцы были способны нырять в неглубоких местах»,

— добавляет он.

Выводы авторов исследования основаны на изучении множества обработанных вручную орудий из раковин, которые были найдены в итальянской пещере. Таким образом, для удовлетворения своих повседневных нужд неандертальцы не только охотились на оленей с помощью копий и дротиков с кремневыми наконечниками, а также добывали и поддерживали огонь для получения березового дегтя, но и пользовались тем, что могло им дать море.

Ученые обнаружили пещеру Мошерини (Grotta dei Moscerini) на западном побережье Аппенинского полуострова в конце 1930-х. Во время раскопок в 1949 году археологи, используя сито, выделили здесь десятки раковин моллюсков. Многие из них были заточены или видоизменены обитателями пещеры — неандертальцами, которые придавали наружным скелетам моллюсков острые края, подобно тому, как они изготовляли каменные лезвия из кремневых сколов. Возраст некоторых раковинных орудий — около 100 000 лет.

Орудия из пещеры Мошерини хранились в Музее естествознания Университета Колорадо (University of Colorado Museum of Natural History), и их описала археолог музея Паола Вилла (PaolaVilla). Около 170 обработанных раковин отнесены ею к виду гладких моллюсков, которые до сих пор обитают у итальянских берегов, — это вид Callista chione. Эти экспонаты изучили под микроскопом и обнаружили различия, которые позволяют отделить раковины мертвых моллюсков, собранные на берегу, от добытых с морского дна.

«У живых животных, которые были в морской воде, раковина блестящая, а у вынесенных волнами на берег — тусклая и матовая»,

— говорит Вилла.

По оценкам исследователей, около четверти раковин, обработанных неандертальцами, принадлежали живым моллюскам, добытым из воды, следовательно, эти люди были способны нырять на глубину от полутора до четырех метров.