Эпоха страусов. Эволюцию самых крупных птиц отследили российские палеонтологи

31.07.2020

Страусы — самые крупные из современных птиц и единственные нелетающие птицы Старого Света. Они отличаются от большинства других пернатых не только размерами, но также тем, что хорошо представлены в палеонтологической летописи. Правда, в основном в виде ископаемой скорлупы яиц.

Скорлупа яиц страусов очень толстая, поэтому хорошо сохраняется. В то же время ее внутренняя структура определяется размерами птицы и условиями гнездования, а потому по скорлупе можно различать разные виды, подвиды и даже популяции страусов, однако до настоящего времени не было предпринято попыток проанализировать все разнообразие ископаемой скорлупы и связать его с немногочисленными известными ископаемыми костями страусов.

Исследователи из Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН, изучив известные образцы скорлупы и костей, воссоздали картину эволюции страусов. Результаты их работы опубликованы в журнале Earth-Science Reviews. Самый древний некрупный и примитивный страус появился в южной Африке около 23 миллионов лет назад. Позже, примерно 15 миллионов лет назад, представители этой эволюционной линии примитивных страусов проникли на территорию современной Турции, а оттуда широко расселились по внутренней Азии: скорлупу страусовых яиц, которой было около 13 миллионов лет, находили в Индии и Монголии.

Дальнейшая эволюция страусов происходила в Евразии на протяжении позднего миоцена, примерно от 5 до 8 миллионов лет назад. Для этой эпохи характерны постепенное похолодание и иссушение климата — на обширных территориях Евразии в позднем миоцене распространились открытые саванноподобные ландшафты, характерными обитателями которых были еще довольно примитивные страусы, в позднемиоценовое время расселившиеся крайне широко: на восток до Монголии и Китая и на запад до Испании и Канарских островов.

По мере иссушения климата скорлупа яиц миоценовых страусов менялась, адаптируясь к новым климатическим условиям. Около 8 миллионов лет назад на территории Северного Причерноморья — это Балканы, Молдавия и Южная Украина — сформировался новый тип некрупного страуса со скорлупой, похожей на скорлупу современных видов, — это и был их предок. Примитивные популяции последнего общего предка современных страусов продолжали существовать в Евразии в плиоцене и плейстоцене. Различная эволюционная история двух современных видов африканских страусов, реконструируемая по палеонтологическим материалам, подтверждается и молекулярно-генетическими данными.