Приготовился к прыжку. Фрагмент фигурки пещерного льва из бивня мамонта обнаружен в Денисовой пещере

30.11.2019

Найденный недавно на Алтае кусочек бивня очень мал: 42 мм в длину, 11 мм в высоту и толщиной 8 мм. Изделие умельца позднего палеолита датируется интервалом от 40 000 до 45 000 лет назад. Его обнаружили в 11-м слое южной галереи Денисовой пещеры. Как отмечают археологи, это старейшее скульптурное зооморфное изображение из когда-либо найденных в Сибири и вообще на территории Северной и Центральной Азии.
Точный возраст фигурки еще предстоит определить, но предварительная оценка, данная сибирскими археологами, позволяет предполагать, что это может быть древнейшая фигурка животного в мире. Голова льва отсутствует, но видны задние конечности, пах, спина и живот, на которые нанесены параллельные бороздки, символизирующие шерсть животного. «Фигурка изображает льва с втянутым животом и согнутой лапой. Он или скачет, или прыгает, или приготовился к прыжку. Животное показано в типичной для больших кошек позе, когда они готовы к захвату добычи», — поясняет Михаил Шуньков, заведующий отделом археологии каменного века института. По словам ученых, бивень мамонта для изготовления статуэтки происходит из местности, удаленной от места находки по меньшей мере на 100 километров, из северных подножий Алтайских гор. Изделие окрашено красной охрой. Особенно много ее следов в районе живота, что наводит на мысль об изображении кровоточащей раны. Остатки самого пигмента найдены только в южной галерее Денисовой пещеры. В 2018 году некое подобие охряного карандаша и кусок мрамора со следами этой краски обнаружили там же, где потом был откопан кусочек пещерного льва, и такой набор в истории сибирской археологии обнаружен впервые.
Пока неясно, изображает ли фигурка льва или львицу и каково предназначение изделия. По мнению археологов, считать его просто игрушкой было бы банально, в то же время нет доказательств того, что статуэтка могла быть предметом культа. Неизвестно, кем был автор мини-скульптуры. Он мог быть денисовцем, но профессор М.Шуньков отмечает, что 45 000 лет назад на территории Сибири уже появился Homo sapiens, вполне способный оказать культурное влияние на денисовцев. Стиль, в котором выполнен лев, нигде в мире до сих пор не встречался. Генетический анализ останков, найденных в Денисовой пещере, показал, что среди ее обитателей кроме самих денисовцев были также неандертальцы, причем какое-то время два вида сосуществовали на относительно небольшой площади — в 270 квадратных метров. И денисовцы, и неандертальцы исчезли как вид около 40 000 лет назад.