Тонкий и изящный. Ученых впечатлил череп Homo erectus, найденный в Эфиопии

10.04.2020

Международная группа ученых обнаружила в эфиопском штате Афар почти целый череп раннего предка человека, которому около 1,5 миллиона лет, а также частично сохранившийся череп, возраст которого — около 1,26 миллиона лет.

Оба черепа, приписанные виду Homo erectus, сопровождаются каменными орудиями. Более старый череп найден в окружении самых простых олдувайских орудий, а второй — среди более сложных ашельских.

Это предполагает, что Человек прямоходящий был наделен в некоторой степени культурной и поведенческой пластичностью, которую еще предстоит изучить, отмечается в сообщении Государственного университета Южного Коннектикута (Southern Connecticut State University). Палеоантропологическое открытие, в котором принимали участие исследователи из испанского Национального центра изучения эволюции человека (Centro Nacional de Investigación sobre la Evolución Humana), Университета Южного Коннектикута и Мичиганского университета (University of Michigan), описано в мартовском номере журнала Science Advances. Место находки называется Гона и расположено в так называемом Афарском треугольнике, где уже были найдены известные древние скелеты Арди и Люси. Описываемые сейчас черепа находились на расстоянии шести километров друг от друга. Целый череп — крупный и крепкий, тогда как неполный — меньше и более грацильный, то есть тонкий и изящный, из чего авторы делают предположение о том, что у Homo erectus мог быть половой диморфизм. Примечательно, что объем черепной коробки у него — самый маленький среди известных африканских образцов черепов Человека прямоходящего — всего 590 кубических сантиметров. Это, вероятно, женский череп.

Самый маленький череп Homo erectus в Африке и разнообразие каменных орудий, найденных в Гоне, — это свидетельства большей, чем предполагалось ранее, физической и поведенческой вариативности человеческих предков. Наряду с ожидаемыми и характерными для эректусов большими и грубыми каменными топорами здесь обнаружили более тонко обработанные топоры и множество сложных олдувайских орудий и каменных ядер, нуклеусов, остающихся после производства отщепов. Изготовители этих орудий жили вблизи древних рек в лесистых местах, соседствующих с открытыми пространствами. Изотопный анализ большого черепа указал на рацион, богатый растительной пищей, либо на питание животными, которые ели растительную пищу, или же на всеядность широкого спектра. Кстати, возле большого черепа была найдена кость пальца слона со следами каменных орудий. Окаменелости животных обнаружены и рядом с малым черепом, но следов разделки на них нет.