Ученые разгадали тайны крепости Пор-Бажын

09.06.2020

Российским ученым удалось выяснить точную дату основания крепости Пор-Бажын, которая находится в Тыве. Споры о происхождении и назначении этого сооружения велись многие годы. Но окончательно сделать выводы удалось благодаря радиоуглеродному анализу. Исследователи изучили спилы трех стволов лиственницы, которые были замурованы в основании глинобитных стен Пор-Бажын.

“Радиоуглеродный анализ спилов стволов помог определить возраст омертвевшего органического вещества. Точность единичных дат обычно 50-100 лет, что для средневековой археологии слишком грубо. Но если продатировать последовательные группы древесных колец, то путем статистической обработки можно получить время гибели дерева с точностью до десятилетия”, — рассказал рассказал профессор географического факультета МГУ, заместитель директора Института географии РАН Андрей Панин.

Но ученые пошли дальше и датировали сооружение с точностью до года. В 2012 г. в журнале Nature вышла статья японских исследователей, которые датировали единичные годичные кольца 1800-летнего кедра и обнаружиливсплеск содержания радиоуглерода в атмосфере в 775 г. Всплеск был связан саномальной вспышкой на Солнце в этот год. Данное явление стали называть «событием Мияке». Российские ученые решили использовать его и для точного датирования Пор-Бажына. Правда, образцы пришлось отправлять в Нидерланды в Гронингенский университет, где находится одна из главных мировых лабораторий радиоуглеродного анализа.

“Для изучения был выбран один из них с достоверно сохранившейся корой, и в нем, в третьем кольце от коры, было обнаружено то самое событие Мияке! А изучение самого молодого кольца на клеточном уровне позволило дендрохронологам из Гронингена определить, что дерево было срублено летом. Так был установлен не только год, но и сезон начала строительства – лето 777-го. Длилось строительство, по данным археологов, два летних сезона”, — сказал Панин.

Точная дата позволила подтвердить гипотезу ученых  о назначении сооружения. Это была не оборонительная крепость, как считалось ранее, а манихейский монастырь, строительство которого завершилось накануне переворота в 779 году. Прежние правители были уничтожены и не успели им воспользоваться, а новым он был не нужен. Так объясняется главная загадка Пор-Бажына, отсутствие следов его использования.