Ученые выявили месторождение камней для второго кольца Стоунхенджа

02.08.2020

Ученым удалось выяснить «родословную» камней, из которых создано одно из самых известных и самых загадочных культовых сооружений мира — Стоунхендж. О его назначении и происхождении материала для постройки археологи и геологи спорят вот уже 400 с лишним лет.

Исследователям из Великобритании и ЮАР удалось выяснить, откуда были переправлены гигантские валуны. Весящие, к слову, до 30 тонн каждый и имеющие высоту до 9 метров. Для определения места взятия сарсенов — главных камней Стоунхенджа — специалисты использовали рентгенофлоурсцентные и масс-спектрометры, а также атомно-эмиссионные спектрометры с индуктивно связанной плазмой. С их помощью изучили как сами камни, так и образцы песчаника из не менее чем 20 каменоломен южной Британии.  Выяснилось, что 50 из 52 сарсенов были добыты в графстве Уилтшир, в 25 километрах от мегалита. Хотя некоторые исследователи считали, что глыбы привезены издалека.

«Большинство камней имело общее происхождение, что позволило нам сосредоточиться на поиске одного источника», — рассказал один из исследователей профессор Дэвид Нэш.

Голубые камни — те, что меньше по размеру — добыты в Пресели-Хиллз на западе Уэльса, что в 230 километрах от памятника. Пока загадкой остается, как в древности люди транспортировали огромные глыбы на такие расстояния. Ясно одно: строили Стоунхендж представители высокоорганизованного сообщества.