Затаились в Песках. Родственники диплодоков жили в юрском периоде на территории нынешнего Подмосковья

29.05.2020

В юрских отложениях подмосковного карьера Пески обнаружены два хвостовых позвонка гигантского растительноядного динозавра из группы завропод. Это первая находка юрских завропод в европейской части России. Находки динозавров здесь чрезвычайно редки, потому что во времена их господства — в юрском и меловом периодах — эта территория была дном неглубокого Среднерусского моря. Иногда реки сносили в него туши погибших животных, а потому изредка в морских отложениях встречаются отдельные скелетные фрагменты динозавров. Но есть богатое ископаемыми останками исключение — подмосковные Пески, сформировавшиеся в среднеюрскую эпоху около 166 миллионов лет назад. В это время Среднерусское море только наступало, размывая нижележащие палеозойские отложения. В Песках известняки среднего каменноугольного периода были частично растворены, а образовавшиеся карстовые полости заполнили среднеюрские глины с многочисленными остатками позвоночных животных, среди которых — кости разнообразных рыб, амфибий, примитивных черепах, вымерших рептилий хористодер, крокодилообразных и млекопитающих, а также зубы хищных динозавров теропод. До настоящего времени эти зубы были единственной находкой юрских динозавров в европейской России.

В Песках, но в более молодых слоях, которым около 164 миллионов лет, в морских отложениях с остатками разнообразных моллюсков и многощетинковых червей также были найдены два крупных позвонка. Находку сделал в 1997 году студент геологического факультета МГУ Александр Выд­рик, который передал позвонки в музей Московской городской станции юных натуралистов, где они более 20 лет пролежали в вит­рине без внимания, потому что в общих чертах напоминали нередко встречающиеся в юрских отложениях Подмосковья позвонки морской рептилии плиозавра. Однако проведенное недавно учеными из Палеонтологического института им. А.А.Борисяка РАН переизучение находки позволило установить принадлежность позвонков растительноядному динозавру из группы завропод. Результаты морфологического и филогенетического анализов, опубликованные в журнале Acta Palaeontologica Polonica, показали, что обладатель позвонков относится к надсемейству диплодокоидов (Diplodocoidea) и близок к семейству дикреозаврид (Dicraeosauridae) — своеобразных относительно короткошеих завропод. Это исследование подкрепляет гипотезу о возникновении дикреозаврид в Азии в середине среднеюрского периода. В Европу, а оттуда в Африку и Новый Свет они проникли до того, как Азия была отрезана от Европы Среднерусским морем.