Биологами обнаружены управляющие своими жертвами вирусы - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Биологами обнаружены управляющие своими жертвами вирусы

06.04.2020

Множество вирусов внутри клеток водорослей, способных не только в них размножаться, но и “манипулировать” ими (во всяком случае, обменом веществ “жертв”), обнаружили американские молекулярные биологи из Политехнического университета Виргинии. Статью опубликовал журнал Nature Communication.

“В прошлом мы думали, что между генами вирусов и живых клеток мало общего. Теперь мы достигли той точки, когда мы можем назвать лишь небольшое количество уникальных генов, которые есть только в клетках или в вирусах. Они оказались похожи в гораздо большей степени, чем мы ожидали”, – рассказал доцент Фрэнк Эйлуорд, один из авторов исследования.

Учеными в последние годы открыто много вирусов достаточно крупных размеров. ДНК этих гигантских вирусов (NCLDV) почти идентична геному организмов, на которых они паразитируют. А это значит, что граница между вирусами и живыми существами практически стирается. Причем в геноме вирусов хранятся не только четкие “инструкции”, как избежать встречи с защитными клетками организма, но и гены, связанные с производством белков, не влияющих на размножение вируса.

Еще один пример стирания границ между вирусами и живыми организмами описали ученые. Изучив генетическое разнообразие NCLDV, поражающих морские водоросли,  исследователи выяснили: значительная часть изученных 500 вирусов имела не только обычный набор генов, необходимых для размножения, но и крупные сегменты ДНК – они были ориентированы на управление обменом веществ водорослей. В частности, были найдены в геномах некоторых вирусов почти полные цепочки генов, отвечающих за расщепление глюкозы. Таким образом вирусы могли управлять метаболизмом организмов.

Специалисты считают, что наличие крупных сегментов ДНК в гигантских вирусах – не случайность. В течение миллионов лет они помогали вирусам выживать, но за столько лет из-за накопления мутаций “пришли в негодность”. По мнению ученых, это значит, что такие гены помогали гигантским вирусам выживать и распространяться. А этот факт свидетельствует о том, что многие NCLDV способны управлять метаболизмом своих “жертв”, взяв их под полный контроль.

“Когда такой вирус проникает в клетку, мы больше не можем рассматривать ее в качестве автономного существа. Фундаментальные аспекты ее жизнедеятельности меняются в результате заражения. Иными словами, хотя мы и не можем называть вирусы живыми существами, они играют важную роль в балансе питательных веществ и работе всех водных экосистем мира”, – говорит Эйлуорд.

• ЭТО ПРИКОЛЬНО, МОЖЕТ ХОТЬ ВИРУСЫ ЗАСТАВЯТ ЭТИХ ДЕРЖИМОРД ВЕРНУТЬ НАВОРОВАННОЕ В БЮДЖЕТ ОБОКРАДЕННОЙ СТРАНЫ?