Биологи УрФУ обнаружили у рыбок феномен отчаяния. Это позволило значительно упростить поиск антидепрессантов

29.05.2020

Биологи впервые в мире обнаружили у рыбок зебраданио феномен отчаяния. Группа исследователей Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург), Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Национального медицинского исследовательского центра им. Алмазова (НМИЦ, Санкт-Петербург) совместно с коллегами из Москвы, Новосибирска, Бразилии и Китая выяснила, что на рыбок воздействуют классические антидепрессанты. Амитриптилин и сертралин снижают уровень отчаяния. До сих пор, на протяжении нескольких десятилетий антидепрессанты традиционно тестировали на грызунах.

Кроме того, воздействие антидепрессантами перед тестированием увеличило интенсивность использования в мозгу зебраданио серотонина и дофамина, тесно связанных с депрессией и эмоциями у человека. Так как амитриптилин и сертралин оказывают воздействие на разные биологические мишени в организме, результаты исследования можно применить к людям.

«Во-первых, мы впервые обнаружили у рыб зебраданио феномен отчаяния. Во-вторых, определили, что использование антидепрессантов в отношении зебраданио приводит к примерно таким же изменениям, что и в случае воздействия антидепрессантами на грызунов и людей. Таким образом, мы “отодвинули” модель отчаяния, основанную на выученной беспомощности, на 340 млн лет: ведь первые челюстные рыбы появились в ходе эволюции 400 млн лет назад, а грызуны — 60 миллионов лет назад», — объясняют создатели модели, руководитель исследовательской группы, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории перспективных исследований в области нефтехимии, химической технологии и биотехнологии УрФУ Алан Калуев и старший научный сотрудник лаборатории биологической психиатрии Института трансляционной биомедицины СПбГУ Константин Демин.

Ученые, таким образом, «состарили» депрессию еще на 340 млн лет и показали, что отчаяние — один из симптомов депрессии — гораздо более древний механизм, чем до сих пор считалось. По словам Алана Калуева, поскольку у депрессии настолько древнее происхождение, мишени для ее лечения нужно искать в консервативных молекулярных механизмах, общих для рыб, грызунов и человека, которых не настолько много.

«Учитывая, что генетически рыбы и люди подобны друг другу на 70%, мы сделали поиск потенциальных биологических мишеней для антидепрессантов гораздо менее сложным и менее дорогим, чем при работе с грызунами. Используя рыб зебраданио, наука быстрее найдет, протестирует и отберет новые, более совершенные лекарственные препараты против депрессии — самого массового, изнурительного и инвалидизирующего заболевания мозга, которым страдают почти 10% людей, многие из которых при неэффективном лечении совершают самоубийства», — резюмирует Калуев.

Отметим, исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований «Поиск, описание и детальное изучение депрессивного фенотипа у Danio rerio».

Справка

Зебраданио — до 4 сантиметров в длину прозрачная пресноводная рыбка, принадлежит к группе позвоночных и обладает сложной нервной системой. Данный вид быстро и продуктивно размножается: за пару недель две рыбки могут дать 700–800 особей потомства. Зебраданио отличаются высокой выносливостью и выживаемостью, а их развитие протекает стремительно: полноценная особь формируется за 90 дней. Главное — наряду с червем-нематодой, мухой дрозофилой, мышью и человеком, зебраданио входит в «элитарный клуб» полностью генетически идентифицированных видов и удобна для генетических исследований.

Пресс-служба Уральского федерального университета