Хоть сейчас на Эверест. Раскрыта причина устойчивости к гипоксии

02.05.2020

Крысы, способные покорить Эверест, помогли ученым Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН обнаружить, что высокая скорость накопления ионов кальция в митохондриях повышает устойчивость клеток сердца и печени к гипоксии. Результаты работы по этой теме опубликованы в журнале Biomolecules.

Гипоксия — широко распространенное явление, которое возникает как в условиях дефицита кислорода в окружающей среде, так и при разных патологиях: нарушениях вентиляции легких, воспалительных реакциях, коронарной недостаточности, кровопотерях, изменениях гемодинамики, геморрагическом шоке. Основной причиной всех этих недугов является резкое снижение поступления кислорода в клетки до уровня, при котором они не могут нормально функционировать. Как повысить устойчивость клеток и тканей к кислородному голоданию и какие внутриклеточные механизмы могут быть вовлечены в этот процесс, — вопросы, на которые современная наука ищет ответы.

Успех сопутствовал коллективу авторов из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и Института биофизики клетки РАН. Ученые, используя подопытных животных, впервые показали, что транспорт ионов кальция в митохондриях играет важную роль в процессах адаптации организма к нехватке кислорода.

Комментирует один из авторов статьи, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Наталья Белослудцева:

— Наши исследования были проведены на двух крайних фенотипах животных с разной исходной устойчивостью к условиям гипоксии —  высоко — и низкоустойчивых крысах. Они были отобраны в барокамере при создании условий острой нормобарической гипоксии и составили около 25% от всей популяции животных. Высокоустойчивые крысы обладали способностью выдерживать гипоксию, соответствующую подъему на вершину горы Эверест, в 10 раз дольше, чем низкоустойчивые животные. Мы обнаружили, что митохондрии клеток сердца и печени высокоустойчивых крыс обладают способностью быстрее и эффективнее аккумулировать ионы кальция, а также менее подвержены повреждению при перегрузке этими ионами, чем митохондрии у низкоустойчивых крыс. Оказалось, что это обусловлено особенностями строения и молекулярного состава кальций-транспортирующих систем органелл этих животных. Работа таких систем направлена на поддержание кальциевого гомеостаза и играет ключевую роль в наиболее важных процессах в клетке, начиная от синтеза высокоэнергетических соединений и заканчивая активацией клеточной гибели.

Поскольку митохондрии — главные потребители кислорода внутри клеток организма и основная мишень действия гипоксии, полученные данные позволят в будущем найти пути фармакологической регуляции кальциевого гомеостаза митохондрий с целью повышения общей устойчивости клеток и тканей к условиям кислородной недостаточности.

Наталья Быкова