Лицом к лицу с напастью. Как нам остановить саранчу

28.06.2020

Семь регионов России атакованы марокканской саранчой. Войну прожорливым насекомым объявили Волгоградская, Астраханская, Ростовская области. Но особенно напряженная ситуация сложилась в Ставропольском крае, Дагестане и Калмыкии.

По данным Минсельхоза России, от марокканской саранчи и ее всеядного собрата итальянского пруса уже пострадали больше 200 тысяч гектаров посевов.
Легенды о катастрофических нашествиях саранчи пришли к нам из Древнего Египта.

Именно тогда ей было присвоено звание одной из «семи казней египетских». Перемещаясь огромными стаями, эта «напасть» способна дочиста уничтожить всю зеленую растительность. Жрет все: листья табака и кукурузы, всходы злаковых и даже кору ближайших  к полям деревьев. Налетает волнами. Одна партия насекомых, наевшись, взмывает вверх, а на ее место уже спешит другая.

Нашествия саранчи, подобные нынешним, для многих регионов вполне себе обыденны, к ним привыкли и местное население, и мировое сообщество,

— говорит доцент института экологии и устойчивого развития Дагестанского государственного университета (ИЭиУР ДГУ), кандидат биологических наук Абдурахман Абдурахманов.

— Если саранчи мало, она питается на одной территории. Насекомому важно наличие стаи. Проводились такие опыты: отдельных личинок отсаживали, они кормились и не стремились никуда лететь. Однако если потревожить насекомое, например, ватной палочкой, оно воспринимает это как присутствие рядом сородичей, и у него интенсивно начинают развиваться крылья.
Войну с марокканской саранчой Дагестан успешно выигрывает. По мнению аграриев и ученых, посевы удастся сохранить, но… Начинает активизироваться азиатская саранча, а это куда серьезнее. «Азиатка» прожорливее «марокканки», она быстрее развивается и встает на крыло. На свежих снимках, сделанных учеными ДГУ в Бабаюртовском районе республики, — маленькие черные насекомые, еще совсем слабые, лишь отдаленно напоминающие будущих губительниц злаковых полей. Это молоденькая саранча, только вышедшая из стадии личинки.
Самая действенная борьба с вредителем — химическая обработка сильнодействующими средствами.
— Одна саранча откладывает до 300 личинок под землей на глубине 15-20 сантиметров, — поясняет А.Абдурахманов. — Их не видно, а заливать десятки тысяч гектаров ядом просто невозможно. Да и смысла нет, поскольку на первых стадиях развития (яйца и личинки) саранча наиболее устойчива к химическому воздействию. Поэтому территории обрабатывают в тот момент, когда насекомые уже вылезли на поверхность, но еще не летают.
На защиту полей поднимают авиацию, привлекают  наземную технику. В Дагестане Минсельхоз республики использует самолеты СП и Ан-2 с установками для опрыскивания. Авиаторы уже успешно обработали поля в Ногайском, Тарумовском, Кизлярском районах, Кочубеевской зоне. В бой брошены наземные опрыскиватели «Гард». Сегодня они «выдвинулись» к границам Аграханского заповедника. «Азиатка» развивается и там, а «химичить» в заповеднике нельзя. Как только враг «попрет» на прорыв, химики начнут его уничтожать.
— Теплая зима существенно повлияла на раннее появление насекомых, — замечает доцент кафедры биоразнообразия Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) Сергей Кузьминов. Он рассказал, что,  исходя из складывающихся условий, ученые и специалисты-аграрии прогнозируют период массового появления саранчи. Опираясь на их рекомендации, можно хорошо подготовиться к «боям» и существенно сократить ущерб. А вот полностью искоренить саранчу как вид невозможно, считает ученый. Поэтому циклические волны ее экспансии неизбежны.
По оценкам специалистов, уже в конце июня — начале июля саранча начнет миграцию в другие регионы страны. Она может совершать перелеты на несколько сотен километров. Вон даже в Оренбургской области готовится план «Перехват». Важно минимизировать урон сельскому хозяйству от зловредного насекомого. С помощью ученых это реально.

Станислав ФИОЛЕТОВ