Птах с рогами. Найденная в вечной мерзлоте птица оказалась древним жаворонком

28.02.2020
Хорошо сохранившиеся замороженные птичьи останки были найдены в 2018 в грунте в районе якутского поселка Белая Гора. Ученые Палеогенетического центра Стокгольмского университета (Centre for Palaeogenetics at Stockholm University) и Шведского музея естествознания (Swedish Museum of Natural History) изучили их и опубликовали результаты в журнале Communications Biology.

Найденная в вечной мерзлоте птица — самка рогатого жаворонка, которая летала над Сибирью 46 000 лет назад, сообщает Стокгольмский университет.

Мы не только идентифицировали птицу как рогатого жаворонка. Генетический анализ предполагает, что она относится к предковой популяции двух современных подвидов рогатого жаворонка: один обитает в Сибири, а другой — в монгольской степи. Благодаря этому можно разобраться в природе разнообразия подвидов,

— говорит Николас Дуссекс (Nicolas Dussex) с кафедры зоологии Стокгольмского университета.

Результаты шведского исследования важны и в другом аспекте: во время последнего ледникового периода тундростепи были распространены по всему северу Европы и Азии. В них обитали ныне вымершие виды, такие как шерстистые мамонты и шерстистые носороги. Теоретически эта экосистема представляется в виде мозаики из нескольких естественных сред обитания: степи, тундры и хвойного леса. К концу последнего ледникового периода тундростепь разделилась на известные нам сейчас биотопы, экологически относительно однородные районы. На севере это тундра, в середине — тайга, а на юге — степь.

Наши результаты свидетельствуют в пользу этой теории, потому что диверсификация рогатого жаворонка в два подвида, судя по всему, произошла приблизительно в то время, когда исчезла тундростепь,

— считает Лав Далена (Love Dalén), профессор Шведского музея истории естествознания и научный руководитель Палеогенетического центра.

В продолжение работ шведские ученые хотели бы картировать полный геном жаворонка, которому 46 000 лет, и сравнить его с геномами всех подвидов рогатого жаворонка. На сегодняшний день стокгольмский Палеогенетический центр располагает множеством подобных находок из той же сибирской местности, включая знаменитого Догора —  щенка, останкам которого — 18 000 лет. Среди других образцов центра — Спартак, детеныш пещерного льва, которому 50 000 лет, и частично сохранившиеся останки шерстистого мамонта.