Российские ученые изучили животворную силу Алтайских озер

12.12.19

Содовые озера, расположенные в Кулундинской степи Алтайского края являются  «крупнейшими поставщиками» азота, необходимого для поддержания биологического круговорота. Учеными Курчатовского института в озерах были обнаружены микроорганизмы, интенсивность улавливания атмосферного азота которыми оказалась уникальной. Результаты исследований были опубликованы в журнале FEMS Microbiology Ecology.

Содовые озера

Мелководные содовые озера являются одними из наиболее продуктивных экосистем на Земле. Но процесс производства ими азота до настоящего времени не были хорошо изучены. Ученые установили, что фиксация азота в содовых озерах Алтая протекает в широком диапазоне солености (от 25 до 400 грамм на литр). Оказалось, что концентрация соли определяет состав бактерий в конкретном озере и, соответственно, его способность к улавливанию азота.

«Микробное сообщество содовых озер представляет собой комбинацию нескольких групп фото- и гетеротрофных бактерий, толерантность которых к концентрации соли сильно отличается. В связи с этим, в определенных диапазонах солености складывается уникальный микробный состав, участники которого запускают тот или иной механизм фиксации азота»,

— говорит ведущий научный сотрудник отдела биотехнологий и биоэнергетики НИЦ «Курчатовский институт» Зоригто Намсараев.

Кроме того, было обнаружено, что характеристики активности микробного сообщества содовых озер сильно отличаются от тех, которые наблюдаются у типичных морских штаммов. Это и объясняет интенсивную фиксацию азота, характерную для соляных озер Алтайского края.

Для справки: Фиксация азота – важнейший процесс, при котором атомарный азот из атмосферы восстанавливается под действием микроорганизмов и переходит в состав биомассы.