Томскими учеными найдено растение, защищающее от коронавируса

26.03.2020

Растение из семейства крестоцветных предложили использовать в качестве профилактики и лечения инфекционных заболеваний сотрудники Ботанического сада и Биологического института Томского госуниверситета. Вайда красильная — представитель семейства крестоцветных — обладает сильными антимикробным и противовирусным свойствами, это подтвердили и исследования ГНЦ «Вектор».

«Вайда красильная была очень популярна в Западной Европе. В средние века из ее травы получали натуральные красители. В России это растение культивируют в небольших объемах в последние десятилетия, в основном, как хороший медонос и перспективное кормовое растение, – рассказывает доцент кафедры сельскохозяйственной биологии БИ ТГУ, научный сотрудник Томского филиала ВНИИ карантина растений Светлана Михайлова. – В юго-восточных странах, в первую очередь, в Китае, вайду широко применяют в традиционной медицине. Это растение входит в составы сложных эликсиров, нередко оно является основным компонентом для препаратов, применяемых для лечения гриппа и других инфекционных заболеваний».

Сотрудники ГНЦ «Вектор» исследовали действие вайды в экспериментах in vitro на чувствительных культурах клеток с использованием вирусов гриппа, кори, паротита и и in vivo — на модели мыши с использованием вируса гриппа птиц H5N1. После применения корня вайды выжило более половины грызунов, зараженных вирусом птичьего гриппа. Стоит отметить, что именно водные экстракты вайды, наряду жимолостью японской, использовались для лечения больных при вспышке вируса SARS (птичьего гриппа) в КНР в 2003 году.

Томские ученые предлагают использовать траву и корень вайды для изготовления профилактических и лечебных фитокомплексов. В отличие от продуктов синтетической химии фитопрепараты отличаются низкой токсичностью и хорошей переносимостью, что особенно важно для людей с пониженным иммунитетом.  Вайда неприхотлива, выращивать ее в условиях Сибири довольно просто, поэтому ученые планируют в этом году расширить исследовательские плантации ценного растения.

Фото: пресс-служба ТГУ