Ученые выяснили, как китам удается незаметно подкрадываться к косякам рыб

24.12.19

Ученых давно интересовал вопрос — как огромные киты подкрадываются к косякам рыбы и остаются незамеченными или, по крайней мере, не воспринимаются теми как угроза, до самого последнего момента?

Добыча китов, например анчоусы, за сотни миллионов лет эволюции выработали эффективную стратегию защиты от хищников — это и массовость и хаотичные движения, сбивающие с толку. Но с китами-горбачами эта тактика не приносит успеха.

Как считают

Джереми Гольдбоген (Jeremy Goldbogen) и его коллеги из Стэнфордского университета.

По мнению ученых, киты используют преимущество, которое заключается в экстремально большом отношение размеров их тела, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

Исследователи поставили в лаборатории эксперименты над отдельными морскими рыбками. Они показывали им картинку приближающегося хищника и следили за поведением. Затем с компьютера моделировали поведение целого косяка во время атаки разных хищников.

Как оказалось, рыбы активнее реагировали на опасность, если она не превышала размеров морского льва. Это наиболее частый размер их врагов и рыбы приспособились к нему лучше всего.

Но имитация нападения кита-горбача показала другое: медленно растущая фигура не слишком пугала рыб, пока внезапно не открывалась огромная пасть. Подобное легкомысленное поведение у рыб биологи наблюдали и в естественной среде, наблюдая за косяками анчоусовых у побережья Южной Калифорнии. Ситуация эксперимента повторилась, жертва поняла, что на нее нападают лишь в последний момент. В результате кит успевал проглотить от 30 до 60 процентов всего косяка.