Ученые выяснили, как распространяется вирус птичьего гриппа

24.12.19

Международная группа ученых наблюдала за птицами в течение десяти лет и сделала вывод о том, как именно распространяется вирус птичьего гриппа. С помощью компьютерных алгоритмов исследователи получили схему — «родословную» возбудителей птичьего гриппа, определили место их происхождения и установили взаимоотношения между ними, связав их с местами обитания птиц и путями миграции. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда и опубликована в журнале Microorganisms.

Авторы работы проанализировали 1652 образца биологических материалов, взятых у разных видов диких птиц, мигрирующих тремя различными маршрутами в течение 2017–2018 годов. В результате ученые выделили 69 штаммов вируса гриппа, 6 из которых оказались новыми для Северной Евразии. При этом в Сибири впервые обнаружили гены от североамериканских вирусов.

Участники экспедиции

«Основной целью проекта было расширение наших знаний о гриппе птиц. Это действительно важно для разработки комплекса мер в сфере сельского хозяйства и здравоохранения, особенно для мониторинга высокопатогенных подтипов. Это исследование поможет комплексному пониманию проблемы экологии и патобиологии вирусов гриппа птиц, что будет способствовать быстрой диагностике заболевания на Дальнем Востоке России и в Японии»,

— говорит руководитель международного проекта,  кандидат биологических наук, заведующий лабораторией экологии вирусов Научно-исследовательского центра фундаментальной и трансляционной медицины (Новосибирск) Кирилл Шаршов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, птичий грипп может стать причиной глобальной пандемии в случае мутаций генов или их обмена, а следовательно, и причиной приобретения вирусом новых свойств. Именно поэтому так важна разработка системы его прогнозирования и диагностики.