В ботаническом саду ТГУ впервые зацвели гибриды орхидеи, созданные 10 лет назад - Поиск - новости науки и техники

В ботаническом саду ТГУ впервые зацвели гибриды орхидеи, созданные 10 лет назад

06.12.2019

В Сибири зацвели орхидеи. Правда, не на улицах, а в ботаническом саду Томского университета. Ученые СибБС ТГУ вот уже четверть века занимаются селекцией тропических и субтропических орхидей. Обычно созданные ими сорта распускают бутоны на 5-6 год. Но цветения гибридов орхидеи цибидиум “Очарование”, “Душенька”, “Рыжик” и “Лео” биотехнологи ждали целых 10 лет.

“Нами было проведено искусственное перекрестное и “соседственное” опыление между тремя материнскими растениями цимбидиума, цветки которых имели разную окраску и различались размерами, – рассказывает инженер-исследователь лаборатории физиологии и биотехнологии растений СибБС ТГУ Любовь Хоцкова. – Примечательно, что в создании новых гибридов участвовали гибридные растения с обширными родословными, так что “новоявленные” гибриды цимбидиумов сегодня имеют необычную окраску цветков, отличающуюся от родительских форм. Таких еще не было в нашей коллекции тропических и субтропических орхидей!”

Первые цимбидиумы в коллекции тропических и субтропических растений СибБС ТГУ появились в 1993 году. В виде растений-регенерантов на культуре ткани они были доставлены из Национального ботанического сада им. Н.Н. Гришко НАН Украины. Поскольку в то время не было никакой информации о том, как и в каких условиях выращивать эти растения, сотрудники лаборатории семеноведения и биотехнологии СибБС проводили многолетние исследования по подбору состава питательных сред для культуры ткани, компонентов почвенных субстратов, концентрации удобрений, а также условий освещенности, влажности воздуха и температуры в теплице. Путем проб и ошибок были получены устойчивые положительные результаты по выращиванию субтропических орхидей в условиях сибирского региона, а первое цветение регенерантов произошло через шесть лет.

Представители семейства Орхидных тропических и субтропических широт относятся к редким и исчезающим видам мировой флоры, поэтому селекция, которая успешно ведется в СибБС ТГУ, позволяет не только получать новые уникальные экземпляры орхидей, но и способствует сохранению биоразнообразия растений.

“Вырастить орхидею из семени и дождаться ее цветения – очень кропотливое занятие, – отмечает садовник СибБС ТГУ Евгений Федоров, – поэтому и относимся мы к ним, как к детям – холим, лелеем, защищаем от болезней и вредителей. Нужно отметить, что цимбидиумы – это культура, любящая прохладу, для закладки цветоносов им необходим летом перепад дневных и ночных температур. Зато первое, долгожданное цветение собственноручно выращенных орхидей – это настоящий праздник! И праздник этот происходит зимой, ведь цветут цимбидиумы в зимнее время – с ноября по февраль”.

Пресс-служба СибБС ТГУ