Денисовский человек

Одним из самых важных открытий минувшего десятилетия учёные называют обнаружение денисовского человека. Три зуба и два крохотных кусочка кости, найденные на Алтае, перевернули привычную картину происхождения человечества. Так кто же он такой, этот денисовский человек?

Для начала вспомним прописанную в учебниках картинку возникновения человечества.

Помните? «Около 5 миллионов лет назад обезьяна взяла в руки палку и» – нет, не стала делать селфи, а начала использовать ее как орудие для добычи пищи. Так появился австралопитек, или человек умелый. Внешне он мало отличался от обезьян, но уже научился делать примитивные орудия труда.

Три миллиона лет эволюции превратили это полуживотное в homo erectus – человека прямоходящего. Гейдельбергский человек, питекантроп, синантоп – это всё древнейшие люди, обитавшие на планете от 2-ух миллионов до 500 тысяч лет назад. Они приручили огонь, начали обрабатывать камень и носить шкуры в качестве одежды.

Следующим этапом, согласно теории Дарвина, был неандерталец – человек-охотник с мощным телосложением. А от него произошел человек разумный. Впрочем, позже учёные пришли к выводу, что неандертальцы существовали параллельно с Homo sapiens, но оказались тупиковой ветвью эволюции.

Так где же в этой схеме место денисовскому человеку? Пока ученые склоняются к версии, что это такая же тупиковая ветвь эволюции, как и неандерталец. Но не все так просто.

Чтобы понять, в чем подвох, нужно заглянуть в Денисову пещеру. Она находится на Алтае, недалеко от границы с Казахстаном.

Пещера эта – настоящая находка для древнего человека: высокие своды, укрывающие от непогоды, но при этом – отверстие наверху, которое работает и окном, и дымоходом одновременно. Неудивительно, что наши предки жили здесь тысячелетиями.

Раскопки в Денисовой пещере начались еще в конце 70-х годов прошлого века. За это время там были обнаружены 20 культурных слоев.  Но сенсация поджидала учёных на 11-ом.

Обнаруженный здесь кусочек кости исследовали генетики и вынесли однозначный вердикт: это некий новый вид человека!

Если ДНК неандертальца отличается от человека разумного на 202 нуклеотида, то этот образец – сразу на 385! Новый вид условно нарекли денисовцами – по названию пещеры, где они были найдены.

Дальнейшие исследования показали, что косточка – с фаланги мизинца девочки лет 8-ми, смуглой, темноволосой и кареглазой. А вместе с ней нашли украшения, которые никак не вяжутся с каменным веком. Тщательно отшлифованный браслет из хрупкого камня с отверстием, которое высверлили пусть на примитивном, но станке!

Еще одна найденная косточка добавила сенсаций. Она принадлежала девочке, чей отец был денисовцем, а мать – неандерталкой. Значит, эти виды не только жили вместе, но и активно скрещивались!

После этого ученые провели масштабное исследование, в результате которого выяснилось: гены денисовцев есть и у современных людей! Причем не только в Африке в Азии, но даже в Австралии!

Скептики, впрочем, говорят, что для глобальных выводов у учёных слишком мало материала. Помимо двух кусочков кости «денисовскими» оказались только 3 зуба, найденные еще в советское время. Вероятно, поэтому человека Алтайского пока не спешат вписывать в учебники.