Жизнь могла развиться в озёрах с высоким содержанием фосфора

03.01.2019

Как известно, для появления жизни нужен фосфор. Но в древности в водоемах его концентрация была слишком мала — откуда же тогда могли взяться фосфаты для появления первых живых организмов? На этот вопрос сумели ответить ученые Вашингтонского университета, сообщается в пресс-релизе на EurekAlert!.

«В течение 50 лет то, что называется «проблемой фосфатов», мешало изучению происхождения жизни», — сказал руководитель исследования Джонатан Тонер, профессор Вашингтонского университета в области наук о Земле и космических науках.

Специалисты изучали озера, богатые карбонатом — озеро Моно в Калифорнии, Магади в Кении и Лонар в Индии. Эти водоемы  образовались в засушливых условиях в понижениях рельефа, заполняемых водой с территорий вокруг. Высокая скорость испарения в таких озерах образуются соленые щелочные растворы.  Исследователи обнаружили, что в этих озерах уровень фосфора в 50 000 раз выше, чем в морской реках, морской воде, а также других типах озер. Высокие концентрации говорят о том, что существует общий естественный механизм, который накапливает фосфор в этих озерах. Лабораторные тесты показали, что в них кальций связывается с карбонатом и оставляет фосфат в свободном доступе в воде.

«Это простая и привлекательная идея, которая решает проблему фосфатов элегантным и правдоподобным способом»- считает Тонер.

Высокий уровень фосфатов в воде и привел к химическим реакциям, в результате которых появились важные для возникновения жизни компоненты — белки, жиры, РНК и др. Ученые считают, что в древности, около 4 млрд лет назад, Земля была идеальным местом для формирования таких озер, а значит — и для зарождения жизни.

На фото: озеро Моно. Источник: Depositphotos

• Сорбционная теория происхождения жизни.
    Доклад на Десятом Московском симпозиуме по изучению Солнечной системы, секция «Астробиология» (11 октября 2019 г.). Ищите на ютубе.