Великолепная восьмёрка

Сейчас в соцсетях всё чаще мелькают необычные снимки – пейзаж с загадочной восьмёркой в небе. На самом деле это, конечно, коллаж. Но основан он, если можно так выразиться, «на реальных событиях». Восьмёрка в небе называется аналеммой. Что же это за явление и как оно возникает?

Аналемма – это путь центральной звезды системы по небосклону планеты в течение года. Если ежедневно (или, скажем, раз в неделю) в одно и то же время фотографировать Солнце с одной и той же точки, то получится такая восьмёрка. Но почему именно эта фигура?

Во-первых, дело во времени. Мы измеряем его чёткими интервалами, равными часам, минутам, секундам. Это было бы абсолютно правильно, если бы не одно «но». Если бы Земля двигалась по строго круговой орбите. Но на практике путь нашей планеты больше напоминает эллипс. Причём Солнце находится не совсем посередине.

На самое близкое расстояние Земля подходит к центральной звезде системы в июне. Дальше всего от Солнца мы оказываемся перед Новым годом. Поэтому летом Солнце «замедляет» своё движение по земному небосклону, а зимой, напротив, «ускоряет». Но это перемещение влево-вправо. И если бы ось Земли была бы строго перпендикулярна орбите, то аналемма в нашем небе выглядела бы как скучная прямая. Но изменение точки зрения творит чудеса! Из-за наклона оси в 23 градуса летом Солнце поднимается на небосклоне выше, чем зимой. Благодаря этому мы можем запечатлеть непостоянство нашего светила. Оно то запаздывает, то приходит в условную точку раньше назначенного времени. Но 4 раза в год эллиптическая и воображаемая круговая орбиты Земли совпадают. В июле аналемма достигает высшей точки, в начале января – низшей. А в апреле и на исходе августа проходит через центр. Вот так и появляется загадочная восьмёрка на фотоснимках.