Скрытое прошлое старейших континентов Земли раскрыто

28.01.2020

Изучить прошлое старейших континентов нашей планеты помогли ученым извлеченные из земных глубин магматические породы. Международная группа геологов исследовала кратоны — платформы с фундаментом докембрийского возраста, древние «сердца» материков. Эти участки земной коры занимают большие части всех континентов, распространяясь на миллионы квадратных километров.

«Мы исследовали Североатлантический кратон, который тянется от Шотландии до Северной Америки и проходит через Гренландию. В составе этой структуры присутствует самая древняя кора из известных науке», — рассказали авторы проекта.

Исследователям важно было определить время начала тектоники плит. Для этого они проанализировали кимберлиты — глубинные магматические породы. Они приносят на поверхность Земли алмазы из ее верхней мантии. Поднимаясь через кратон, кимберлиты собирают по пути куски коры, поэтому могут отбирать пробы из недоступных человеку глубин.

«Анализ кимберлитов помог определить возраст самой старой на планете коры — ей 3,8 млрд лет. Но точное время начала тектонических процессов все еще под вопросом — предполагается, что тектоника началась в периоде между 4 и 2,5 млрд лет назад», — пояснили геологи.

По мнению ученых, Североатлантический кратон был собран из срезов континентальной коры разных возрастов. Предположительно это произошло в конце архейской эры — 3,0 млрд лет назад.