Ученые МГУ проверили "искусственную кожу" на прочность - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Ученые МГУ проверили “искусственную кожу” на прочность

23.01.2020

Исследователи МГУ вместе с коллегами из США придумали новый уникальный сополимерный материал – сложную молекулу, состоящую из нескольких частей, способную к самосборке. На длинную часть молекулы “привиты” молекулярные ворсинки – так, что система напоминает ёршик для чистки бутылок. На концах “ёршика” находятся терминальные участки – молекулы отличного от основной цепи химического состава.  При самосборке полимера эти  участки образуют стекловидные очень прочные нано-шарики, а длинные цепи “бутылочного блока” образуют сетку, погруженную в среду “ворсинок”.  Состоящий из таких щеток материал, изначально вполне эластичный, при деформации может очень быстро упрочняться.
Как это происходит, ученые попытались выяснить в своей новой работе, исследовав  механизмы деформации созданного полимера, который впоследствии может стать искусственным аналогом человеческой кожи. Результаты работы опубликованы в журнале Central Science. Механические параметры вытягивания “бутылочной щётки” специалисты определяли в зависимости от длины “ворсинок”.
“Щеточный блок с более длинными боковыми ворсинками дает более выраженное деформационное упрочнение – так называемый эффект волейбольной сетки, которую легко развернуть, но невозможно деформировать. Щетки с разной длиной ворсинок интересны, потому что они могут воспроизводить механику разных биологических тканей”, – прокомментировал результаты исследования профессор МГУ Дмитрий Иванов.
Исследователи показали, что присутствие этих полимеров в биологической среде не препятствует размножению и пролиферации клеток.
“В целом полимеры не содержат никаких цитотоксичных веществ. Кроме того, они не содержат растворителя (например, воды), что могло бы привести к неконтролируемому изменению физико-химических свойств импланта”, – подтверждают ученые.
Сейчас группа Дмитрия Иванова готовится к новому этапу исследований “искусственной кожи”.
Изображения: пресс-служба МГУ