Ученые МГУ проверили «искусственную кожу» на прочность

23.01.2020

Исследователи МГУ вместе с коллегами из США придумали новый уникальный сополимерный материал – сложную молекулу, состоящую из нескольких частей, способную к самосборке. На длинную часть молекулы «привиты» молекулярные ворсинки — так, что система напоминает ёршик для чистки бутылок. На концах «ёршика» находятся терминальные участки — молекулы отличного от основной цепи химического состава.  При самосборке полимера эти  участки образуют стекловидные очень прочные нано-шарики, а длинные цепи «бутылочного блока» образуют сетку, погруженную в среду «ворсинок».  Состоящий из таких щеток материал, изначально вполне эластичный, при деформации может очень быстро упрочняться.
Как это происходит, ученые попытались выяснить в своей новой работе, исследовав  механизмы деформации созданного полимера, который впоследствии может стать искусственным аналогом человеческой кожи. Результаты работы опубликованы в журнале Central Science. Механические параметры вытягивания «бутылочной щётки» специалисты определяли в зависимости от длины «ворсинок».
«Щеточный блок с более длинными боковыми ворсинками дает более выраженное деформационное упрочнение – так называемый эффект волейбольной сетки, которую легко развернуть, но невозможно деформировать. Щетки с разной длиной ворсинок интересны, потому что они могут воспроизводить механику разных биологических тканей», – прокомментировал результаты исследования профессор МГУ Дмитрий Иванов.
Исследователи показали, что присутствие этих полимеров в биологической среде не препятствует размножению и пролиферации клеток.
«В целом полимеры не содержат никаких цитотоксичных веществ. Кроме того, они не содержат растворителя (например, воды), что могло бы привести к неконтролируемому изменению физико-химических свойств импланта», – подтверждают ученые.
Сейчас группа Дмитрия Иванова готовится к новому этапу исследований «искусственной кожи».
Изображения: пресс-служба МГУ