Российские ученые ищут разгадку тайны Тунгусского метеорита

02.03.2020

Одну из главных загадок 20 века — падение Тунгусского метеорита, ученые хотят разгадать с помощью ядерных технологий. Восстановлением сценария катастрофы занимается целый ряд институтов — ядерной физики имени Г. И. Будкера, геологии и минералогии имени В. С. Соболева, Государственного природного заповедника «Тунгусский» и Института биофизики.

Ответ может крыться на дне водоемов, находящихся неподалеку от места катастрофы. Исследовав донные отложения озера Заповедное, ученые обнаружили в прослойке ила, датированной как раз периодом 1908-1910 годов, отчетливые светлые слои, отличающиеся от окружающего темного ила. Богатое содержание в нем таких редкоземельных элементов, как калий, титан, рубидий, иттрий и цирконий, говорит о связи с последствиями тунгусского взрыва, считают ученые. Предварительные результаты цикла исследований опубликованы в журнале «Известия Российской академии наук».

«Оно(озеро Заповедное — прим.ред) глубокое, и илистые отложения, накопившиеся в нем, не перемешиваются, а оседают и хранят информацию прошлых лет. Среди этой информации — история непрерывных климатических изменений и катастрофических событий. Весенне-осенние сточные воды и сама река Лакура принесли в это озеро следы Тунгусской катастрофы, так как событие сопровождалось масштабными пожарами, выбросом в атмосферу частиц материи как земного, так и космического происхождения».

— рассказал заместитель директора по научной работе заповедника «Тунгусский», кандидата биологических наук Артур Мейдус.

Фото : Ф. Дарьин. Поверхность вскрытого керна отложений озера Заповедное. Слой светлого цвета, датируется 1908-1910 годами

В исследованиях ученым помогает современный метод рентгенофлуоресцентного анализа c использованием синхротронного излучения(сканирующий микро-РФА-СИ). Он позволяет исследовать содержание элементов с концентрациями до миллионных долей процента.

«Согласно современным моделям, взрыв Тунгусского объекта произошел на высоте около 8−10 км. Волна в эпицентре, идущая вертикально вниз, просто обрезала ветки деревьев, оставив нетронутыми стволы, а распространявшаяся в стороны — положила лес на территории в 2000 квадратных километров»,

— отметил старший научный сотрудник лаборатории литогеодинамики осадочных бассейнов ИГМ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Андрей Дарьин.

Конечно, до разгадки еще далеко, но главное, считают ученые, теперь известно конкретное место, где искать частицы Тунгусского метеорита.