Ученые не нашли подтверждения массовой гибели людей в период Юстиниановой чумы

03.12.2019

В середине шестого века нашей эры вспыхнула Юстинианова чума, которая бушевала два столетия. Свое название она получила по времени правления византийского императора Юстиниана I (527-565 г.г.) — именно в то время от чумной палочки начали массово гибнуть люди. Болезнь стремительно распространилась от Египта на восточные районы Средиземноморья, Европу и Ближний восток. Первая вспышка пандемии унесла как минимум 25 млн жизней.

Так считали ученые еще совсем недавно. Но последние исследования, похоже, могут поколебать устоявшуюся точку зрения. Ученые Еврейского университета в Иерусалиме проанализировали большой массив данных — от генетической и археологической информации до изучения древних монет и факторов, указывающих на упадок экономики в районах, затронутых эпидемией, пишет журнал Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Все указывает на то, что масштабы эпидемии были сильно преувеличены. Да, в отдельных регионах — например, в Константинополе — Юстинианова чума действительно унесла очень много жизней, но в других районах большое число смертей было не правилом, а в основном исключением», — отмечают ученые.

Наличие экономического упадка, к примеру, не подтверждают египетские папирусы VI-VIII веков, а исследование сельского хозяйства Турции, Греции и Болгарии также не доказало, что в те годы эти страны подверглись глобальной эпидемии.

Фото: public domain