Женская дипломатия. Русские корни монархических дворов

05.06.19

Древние российские традиции продолжаются в Азии. Жена экс-короля Малайзии Оксана Воеводина родила сына.

Их свадьба наделала много шума полгода назад. Тогда Мухаммад V еще был королем, от престола он отрекся позже. Россиянка, хоть и не благородных кровей, но тоже королева – красоты. В 2015 году она выиграла в конкурсе Мисс Москва. Но в чем же продолжение традиций, спросите вы?

 

Рюриковичи мы!

Еще со времен Рюриковичей дочери монарших особ были инструментом политического влияния на Руси. Девочек рождалось много, и всем им пытались найти женихов среди потенциальных наследников престола в других странах. Если верить генеалогическим исследованиям, в жилах едва ли не половины президентов США – начиная от Джорджа Вашингтона и заканчивая Джорджем Бушем – есть капелька русской крови. В списке потомков Рюриковичей почти все современные европейские монархи, а также кардинал Ришелье, Уинстон Черчиль, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт, Мерлин Монро и даже Мадонна. Связь эта выглядит, конечно, сомнительной: достоверно проследить генеалогическое древо на протяжении 500 лет практически невозможно. Но есть и факты, не вызывающие сомнений у историков.

Анна Русская

Например, французы до сих пор помнят Анну Русскую. Младшую дочь великого киевского князя Ярослава Мудрого выдали замуж за овдовевшего Генриха I. Король Франции жаждал жениться на красивой девушке, которая подарила бы ему наследника. Кстати, Париж вовсе не впечатлил киевлянку.

Вот что она писала отцу:

«В какую варварскую страну ты меня послал. Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны».

Анна поначалу отказалась принимать католичество и клятву верности Генриху принесла на привезенной из дома славянской церковной рукописи.

Но главную свою миссию она выполнила: родила французскому королю троих детей, старший из которых стал королем. Так что последующие французские монархи – потомки русской княжны. Впрочем, Анна запомнилась не только этим. Она активно участвовала в управлении государством, часто подписывала различные указы и решала политические вопросы. Кроме того, она основала женский монастырь и церковь недалеко от Парижа.

Даже папа Римский Николай II был впечатлен государственными талантами Анны Ярославны:

«Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом».

Что же касается сохранившихся по сей день монархий, то есть два «очень русских» королевских дома – британский и нидерландский.

«Русский след» в Британии

Даже если отбросить версию о том, что Елизавета II – потомок Рюриковичей, «русский след» в генеалогическом древе принца Уэльского Чарльза, а соответственно, его сыновей – Уильяма и Гарри – обнаруживается без труда.

Итак, у российского императора Николая I было 3 сына и 3 дочери. Старшим был Александр II, он и стал наследником российского трона. А вот вторым сыном был Константин.

У нас мало о нем говорят, но это была личность во всех смыслах значимая для мировой истории.

Во-первых, именно он предложил брату продать Аляску Америке (для тех, кто не знает, сделку заключил именно Александр II, а не Екатерина). Договор был подписан 30 марта 1867 года. За пустынную, как тогда казалось, территорию площадью полтора миллиона квадратных километров Россия получила 7,2 миллиона долларов золотом.

Во-вторых, именно он был инициатором большинства либеральных реформ, которыми прославился Александр II. Константин разработал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, а также убедил брата в необходимости отмены телесных наказаний  в армии. С его подачи была проведена судебная реформа.

 

Ну и в-третьих, его старшая дочь Ольга вышла замуж за короля Греции Георга I. Внуком этой пары стал принц Филипп, супруг нынешней королевы Великобритании Елизаветы II и отец принца Уэльского Чарльза.

 

 

 

Голландские высоты

С Нидерландами все еще интереснее. Здесь сплелись воедино две ветви русского царского рода.

А началось все с Павла I. У внука Петра Великого было 10 детей, 6 из них – дочери.

Анна Павловна была младшей. Ее появление не вызвало радости у родителей – сложно найти достойную партию сразу для шести девочек! Но Анна на нехватку предложений не жаловалась. В 15 лет к ней сватался Наполеон Бонапарт. Он мечтал породниться с русским императорским домом. Но мать Анны Мария Федоровна считала Наполеона выскочкой, и французу был дан уклончивый ответ: мол, девушка слишком молода. В итоге мужа сестре выбрала Екатерина Павловна. Им стал сын и наследник короля Нидерландов Виллем II. После смерти свекра Анна стала королевой. А нынешний монарх — Виллем-Александр – ее прапраправнук.

 

Но это еще не все. Вернемся к Павлу I. Дочерей у императора было много, и использовал он их по политическому назначению. Ведь благодаря родственным связям страна автоматически переходила в разряд союзников. Старшую – Александру – выдали за эрцгерцога Стефана, брата австрийского императора Франца.

А вторую — Елену — за герцога Мекленбургского. Бабушка Екатерина II не слишком жаловала внучек, но эту явно выделяла: «…Прекрасная Елена достойна своего имени… она на самом деле красавица, вот почему и назвали ее Еленой», – хвасталась она своим парижским друзьям. Брак был удачным. Девушку  обожали при дворе. Но счастье длилось недолго: в 19 лет она заболела чахоткой и умерла. Но успела выполнить главную миссию — продолжить род герцога Мекленбургского. Так вот внук Елены Павловны стал дедом нидерландской принцессы Юлианы (бабушки нынешнего короля) по отцу.

 

Справедливости ради стоит сказать, что у самих русских княжон было не так много русской крови. Мать и бабушка были немками, прабабушка – ливонкой. А дед Петр III и вовсе – племянник шведского короля Карла XII. Так что присказка западных генеологов «все живущие ныне европейцы – потомки Карла Великого, только не все могут это доказать», похоже, имеет под собой определенные основания.

Екатерина Сухорученкова

Нет комментариев