Чуют тепло. У собак обнаружен новый орган чувств

10.04.2020

Собачий нос не только в 100 миллионов раз чувствительнее нашего по обонянию, но и может также улавливать слабое тепловое излучение, такое, как тепло тела млекопитающего.

Это объясняет, каким образом собаки, у которых нарушены зрение, слух или обоняние, все еще могут успешно охотиться. Способность ощущать слабое тепловое излучение известна лишь у нескольких животных: жука огнецветки багряной, некоторых змей и одного вида млекопитающих, летучей мыши обыкновенного вампира. Все они используют теплочувствительность, преследуя жертву.

У большинства млекопитающих на кончике носа вокруг ноздрей находится гладкий кожистый участок — ринарий. У собак он влажный и прохладнее окружающей среды,  богат нервными окончаниями, наличие которых предполагало способность определять не только запахи, но и тепло. Для проверки этого предположения ученые Университета Лунда (Lund University) в Швеции и венгерского Университета им. Лоранда Этвеша (Eötvös Loránd University) научили трех домашних собак отличать теплые объекты с температурой около 31 градуса Цельсия от объектов с температурой окружающей среды, находящихся в полутора метрах.

У собак не было возможности видеть или чуять разницу между этими объектами. После тренировок выученную способность проверяли в двойных слепых экспериментах. Все три собаки успешно определяли объекты, излучающие тепло, о чем авторы исследования сообщают в журнале Scientific Reports.

В следующей серии экспериментов исследователи сканировали головной мозг 13 собак разных пород с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии во время демонстрации им объектов, испускающих нейтральное или слабое тепловое излучение. Соматосенсорная кора левой части собачьего головного мозга, которая передает сигналы, поступающие из носа, больше реагировала на теплые термические стимулы, чем на нейтральные. В этом участке левого полушария мозга собак ученые идентифицировали некий кластер размером в 14 вокселов — объемных пикселей, но ничего подобного,   реагирующего на нейтральный стимул, не найдено в правом полушарии или какой-либо другой части собачьего мозга. Эти эксперименты показали, что собаки, подобно летучим мышам-вампирам, могут ощущать слабые «горячие точки», а специфический участок их головного мозга активируется инфракрасным излучением. По мнению авторов, собаки могли унаследовать теплочувствительность носа от своих предков, серых волков, которые охотятся, вынюхивая теплые тела.