Экзаменует вирус. Почему мы оказались не готовыми к испытанию пандемией

15.05.2020

Разве не обидно, что на нас, привыкших к благам цивилизации, технически подкованных, летающих по всему свету, вдруг обрушивается нечисть, паразит, частичка — ее и не во всякий микроскоп разглядишь — и лишает привычного образа жизни, сажает на карантин, жестко показывая, кто в мире хозяин. И как с этой напастью бороться и какие выводы можно сделать из пандемии? На эти вопросы «Поиск» попросил ответить известного ученого, молекулярного биолога и иммунолога академика Сергея НЕДОСПАСОВА  (Институт молекулярной биологии им. В.А.Энгельгардта РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова и НТУ «Сириус»).

— Начнем с того, что вирусов миллионы, — объясняет Сергей Артурович. — Человеку они известны тысячи лет, с ними были знакомы еще римляне (вирус в переводе с латинского — «яд»). Есть область науки — вирусология, она изучает их свойства, в частности, ищет ответ на вопрос, какая из этих частиц представляет опасность для человека, а какая — нет (и таких много). В общем, вирусы с нами всегда. И когда они проникают в клетки человека, то в них образуются тысячи, если не десятки тысяч копий. Сопротивление им оказывает наша иммунная система. В течение многих сотен тысяч лет она эволюционировала, помогая человеку построить мощные защитные редуты для борьбы с этими подчас безжалостными врагами.

— И благодаря ей мы можем приспособиться к ним?

— Да, в определенной мере, поскольку каждая наша клетка обладает генетически закодированным механизмом противовирусной защиты. Поясню: в геноме есть отдельные гены, в ходе эволюции выдвинувшиеся вперед, — это как бы наш первый защитный рубеж. Они и кодируют в клетках человека противовирусную программу. В основе этой иммунной защиты — сложные молекулярно-клеточные механизмы, в частности, интерфероны (клетки выделяют их для защиты от вируса). Именно они и запускают в ответ на заражение противовирусную программу. Но и вирусы не дремлют. В них накапливаются мутации, что позволяет редким (случайным) вариантам научиться обходить противовирусную программу. И ничего удивительного с точки зрения биологии в этом нет. Плохо другое: человек рассчитывать на нее теперь не может.

— Чем и воспользовался свалившийся на нас коронавирус?

— Отнюдь, замечу, не самый страшный. У вируса нет стремления убить организм хозяина (человека), а иначе где же ему жить? Попал он к нам от летучих мышей, скорее всего, тоже в результате мутаций. В некоторых странах летучих мышей очень много, люди относятся к ним чуть ли не как к домашним животным и иногда даже едят. Оказавшись в человеке, вирус стремится адаптироваться к его клеткам. На их поверхности есть множество различных молекул, и частичка выбирает те, которые благодаря своей конструкции готовы ответить ей взаимностью, — буквально притягивают к себе и потом помогут затащить вирус внутрь клетки (куда ему и нужно). Так он получает возможность размножаться внутри клетки человека и делает это достаточно быстро и эффективно. И продолжает мутировать, стремясь наладить взаимодействие и с другими рецепторами человека.

— Правильно ли я понимаю, что для человека это испытание: или он приспосабливается к вирусу и эволюционирует, или погибает, не пройдя естественный отбор?

— Точнее будет сказать, что и наша иммунная система «сдает экзамен» вирусу. Фактически мы «экзаменуем» друг друга. Но, к счастью, иммунная система человека настолько сложна, многообразна, что и выходит победителем. Точнее сказать, в масштабах человечества обязательно будут выжившие. Но цена победы может оказаться чрезвычайно дорогой.

— Человек давным-давно сумел побороть страшные эпидемии — оспу, холеру и др. —  и сегодня мы  должны быть готовы ко всему, но коронавирус застал нас врасплох. Почему мы оказались такими уязвимыми?

— Было время, когда черная оспа косила людей во многих странах. До тех пор, пока в конце XVIII века английскому врачу не удалось получить защитную вакцину. Сделал он ее фактически интуитивно, использовав для профилактики людей содержимое оспинок коров. Никто тогда не знал, что это — вирусы (их открыли на 100 лет позже). Заражение человека коровьим материалом не привело к острому заболеванию со смертельным исходом. Более того, оказалось, что на живой вирус коров иммунная система (что она собой представляла, тогда тоже не знали) дала положительный ответ. Так появилась профилактическая вакцина от оспы, и она защищала человека на всю жизнь. Это было важнейшее экспериментальное открытие, вошедшее в историю иммунологии.
Возвращаясь к вашему вопросу.

Чтобы иммунная система включилась, сначала на молекулярном уровне она должна распознать врага и лишь затем запустить механизмы защиты. Но если вирус новый, как в нашем случае, и мы с ним никогда не сталкивались, то хотя он и будет узнан, ему некоторое время удастся нас помучить. Для каждого конкретного пациента вопрос стоит ребром: либо он успеет развить защитный ответ и тогда выздоровеет, либо будет страдать от патологических процессов, запущенных инфекцией, и может погибнуть. Подчеркнем, что многие аспекты патогенеза оказались новыми, необычными и медицина, как показывает опыт, к ним не вполне готова. Если бы мы знали, что конкретный вирус летучих мышей будет опасным для человека, то, возможно, профилактическую вакцину сделали бы раньше и положили про запас, на полку. Ведь технически вакцину для противоядия практически любой бактерии или вирусу получить можно, другой вопрос, насколько она будет эффективна и сколько будет стоить.

— Так почему бы не создать вакцину от ОРВИ, от которых множество людей страдает каждую зиму?

— Если заболевания вызваны вирусом гриппа, то там есть отдельная большая проблема, связанная с исключительной его изменчивостью. В этом смысле  коронавирусы еще не так плохи. Пока окончательные выводы про нынешнюю пандемию делать рано — необходимо собрать как можно больше информации. Есть несколько важнейших вопросов, не получив ответа на которые нельзя прогнозировать, что будет дальше. Нужно, скажем, выяснить, выработались ли у большинства переболевших этим вирусом защитные, нейтрализующие болезнь антитела. Важно знать, смогут ли они защитить вылечившегося человека и на какой срок, может ли он заразиться повторно, до конца ли его вылечили. Учтем, что если защитных антител нет, то коллективный иммунитет, на который многие рассчитывают, сам по себе не образуется.

А коли так, то надеяться можно только на вакцинацию и надо ждать еще пару лет, чтобы сделать и испытать вакцину. Скорее всего, появится много вариантов вакцин, некоторые будут успешно работать, самые эффективные рекомендуют для прививок населению. Потребуются гигантские усилия ученых (и огромные средства), чтобы разобраться до конца с этой инфекцией и разработать меры по предупреждению подобных эпидемий. Можно сказать, что многие страны реально расслабились, утратили бдительность. А вирус фактически сейчас «экзаменует» и государственные органы, и региональные службы, призванные защищать население от различных угроз. Испытывает нашу науку, нашу медицинскую промышленность. Этот случай, уверен, здорово встряхнет научные организации и медицинские службы, отвечающие за борьбу с эпидемиями.

— Интересно, вернемся ли мы к прежнему образу жизни или это уже невозможно?

— Да, такой сильной вирусной атаки, затронувшей разом чуть ли не всю планету, никогда не случалось. Многие страны оказались в шоке. Италия, Америка, например, и им есть от чего переживать. У нас тоже вскрылись системные проблемы. Даже при том что едва ли не от каждой эпидемии гриппа погибают десятки тысяч людей. Понятно, что люди, страдающие от тяжких заболеваний, подвержены большей опасности, чем молодые и здоровые. Однако нынешнее вторжение коронавируса — случай беспрецедентный. Отсюда и меры: массовый карантин, границы на замке и т. д. Оказалось, что в городах мы живем слишком тесно и не так-то просто соблюдать дистанцию.

Трудно предположить, как изменится наша жизнь после стресса. Возможно, мы станем меньше обниматься с друзьями и протягивать руки для пожатия, а перейдем на поклоны. В мире на этот счет существуют самые разные обычаи и правила. Как поведем себя: перестанем толпами ходить на стадионы и предпочтем смотреть по телевизору поединки и соревнования? Будем ли так же просиживать часами в кафе, как многие это делали, и собираться дома за накрытым столом? А секс-индустрия, говорят, перейдет на удаленку. Мы в праве ожидать перемен, а произойдут они или нет, поживем — увидим.