Педагоги не в восторге от дистанционного формата

24.05.2020

Педагоги вузов скептически настроены к дистанционному образованию. Это показал опрос профессорско-преподавательского состава вузов, посвященный развитию онлайн-среды в условиях коронавирусной инфекции. Его провели Минобрнауки и Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

Как показали результаты исследования, 96,2% преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования. При этом отмечается, что они психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Такой настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин (например, технические и экспериментальные), так и консервативными взглядами на природу обучения.

Как отмечается в исследовании, формально преподаватели лояльно относятся к переходу на дистанционное образование. Однако степень внутреннего, латентного неприятия дистанционного образования по всем направлениям подготовки достаточно велика, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя.

В опросе зафиксировано две характеристики профессионального сообщества вузовских преподавателей: принятие государственной политики противодействия коронавирусной инфекции и наличие навыков и умений работы в онлайн среде, компьютерной грамотности. С тем, что предпринимаемые вузом меры необходимы и достаточны согласен 91% ответивших. При этом 83% практически постоянно находятся в онлайн-среде.

Среди причин неприятия дистанционного образования 66% преподавателей указывают, что им не нравится работать дома. У 34% преподавателей дома нет места для комфортного ведения занятий, а у 85,7% педагогов стало меньше свободного времени, возникло представление о росте рабочей нагрузки. В том, что занятия лучше проводить в очном формате, уверены 87,8%.

Таким образом, заключают авторы исследования, текущий радикальный переход на дистанционное образование вызывает неприятие (или недовольство) преподавателей, которое в большей степени связано не с уровнем квалификации, а с разрушением привычного уклада жизни и необходимостью иначе рассматривать свое рабочее место, искать индивидуальные подходы к обучению.

С изменением образования в сторону индивидуализации и подстройки под каждого студента согласились 36,5% из опрошенных, не согласились — 46,1%.

В качестве основных угроз, связанных с переходом на дистанционный формат, назывались спад мотивации студентов к обучению, нехватка у них навыков и умений для поддержания дисциплины и усердия в дистанционном обучении, эмоциональные срывы, рост нагрузки на преподавателей, невозможность контролировать уровень знаний и т.д.

Нет комментариев