Новые данные о хламидиях помогут в создании эффективных препаратов

19.02.20

Российские ученые впервые описали штаммы патогенных бактерий – хламидий, содержащих гены разных видов, и расшифровали последовательности ДНК, то есть путь, по которому бактерии обменялись генами. До недавнего времени считалось, что заболевание у конкретного животного могут вызывать хламидии только одного вида. Работа опубликована в журнале Data in Brief.
Хламидии – древнейшие бактерии, способные вызывать инфекционные заболевания у человека, животных, птиц, рыб и рептилий. Ученые оценивают возраст этих патогенов в 700 миллионов лет.
До недавнего времени считалось, что заболевание у конкретного животного могут вызывать хламидии только одного вида. Поэтому для диагностики использовались тесты, позволяющие выявлять гены, специфические для определенного вида возбудителя хламидиоза.
Ученые из саратовского филиала Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии Министерства науки и высшего образования РФ (ФИЦВиМ) доказали появление у возбудителей хламидиоза сельскохозяйственных животных рекомбинантных штаммов, то есть одновременно содержащих в себе гены различных видов хламидий.
«Хотя явление рекомбинации у бактерий известно давно, мы не только впервые обнаружили этот феномен у хламидий, но и расшифровали последовательности участков генома, по которым произошел генетический обмен между видами»,

– рассказывает руководитель проекта по гранту РНФ, доктор медицинских наук, сотрудник ФГБНУ ФИЦВиМ, профессор Валентина Федорова.

Результаты исследования могут прояснить, как именно хламидии «скрываются» от современных высокоточных диагностикумов и вакцин, а кроме того, подтверждают предположение ученых о способности разных видов хламидий паразитировать и совместно инфицировать отдельные клетки-мишени сельскохозяйственных животных. Полученные данные будут полезны также для создания новых диагностических и профилактических противохламидийных препаратов.

Авторы статьи – сотрудники ФИЦВиМ