Исследование шведских ученых поможет в лечении глиобластомы

15.07.2020

Новое исследование шведских ученых позволяет надеяться на более эффективное лечение глиобластомы. Это наиболее тяжелая и во многих случаях быстро прогрессирующая форма онкологии мозга, поэтому спрогнозировать ее сложно.

Специалисты шведского университета Уппсалы  в ходе  исследования попытались определить, как изменения в клетках гиобластомы могут повлиять на эффективность препаратов, которыми лечат заболевание. В ходе работы у 100 пациентов были взяты образцы клеток глиобластомы. Ученые выясняли, как клетки реагируют на разные лекарства.

«Это было отправной точкой для нашего исследования, в котором мы исследовали, как клетки глиобластомы от 100 пациентов Уппсалы реагировали на различные лекарства. Для этого мы использовали культуры клеток, выращенные из образцов пациентов, и проверили более 1500 лекарственных веществ, чтобы увидеть, как клетки реагируют», — сказал руководитель исследования профессор Свен Неландер — сотрудник кафедры иммунологии, генетики и патологии в Уппсальском университете.

После этого, используя алгоритм, специалисты выясняли, какие изменения в раковых клетках предскажут эффект конкретного препарата лучше всего. В результате были сгруппированы опухоли и выделены две подгруппы, различающиеся реакцией на лекарства и мутациями в определенных генах.

«Характеризуя на нескольких уровнях, мы обнаружили неожиданные связи между важными генами и путями и различными лекарственными средствами. Это, в свою очередь, привело нас к поиску новых способов комбинирования различных лекарственных средств для максимизации эффекта. Таким образом, наши результаты обеспечивают хорошую отправную точку для дальнейших исследований, направленных на повышение точности и адаптацию терапии для различных пациентов с глиобластомой. Они также могут быть использованы для обнаружения новых целей для уже существующих препаратов», — сообщил Неландер.

Ученые надеются, что теперь терапия лечения рака мозга станет более адресной и дифференцированной, а значит — более эффективной.