Противораковый «помощник»: адресная доставка лекарств от рака печени

20.08.20 Схема синтеза препаратов для терапии онкологических патологий печени, разработанная химиками МГУ, вошла в перечень Роспатента «100 лучших изобретений России» за 2019 год и первое полугодие 2020 года.
Изобретение химиков-органиков Московского университета относится к области органической и медицинской химии, а также молекулярной биологии. Оно касается способа получения нового класса биологически активных веществ — низкомолекулярных ковалентно связанных конъюгатов противоопухолевых соединений с высокоселективными лигандами асиалогликопротеинового рецептора (ASGP-R), которые могут быть использованы в качестве лекарственных средств для лечения гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК). Особенно эффективными они становятся при адресной доставке.
Адресная доставка лекарств — очень перспективный метод модификации лекарственных агентов, существенно улучшающий фармакологический профиль препарата. Метод позволяет локализовать терапевтические агенты в нужных клетках, тем самым повысить эффективность лекарственных препаратов за счет увеличения их действенной концентрации и снижения общей интоксикации организма.
Разработанный на кафедре органической химии химического факультета МГУ «помощник» доставляет противоопухолевые препараты прямо к клеткам печени через псиалогликопротеиновый рецептор — одну из наиболее удобных мишеней для адресной доставки лекарственных агентов в клетку. Тем самым он позволяет существенно уменьшить вводимую пациенту токсичного противоракового препарата, за счёт того, что лекарство попадает только в опухолевые клетки, минуя здоровые, — рассказала один из авторов патента, д.х.н., профессор кафедры органической химии Елена Белоглазкина.
Правообладатель — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (МГУ).
Пресс-служба МГУ