Раковые клетки мутируют, обманывая лекарства

13.11.19

Как известно, злокачественные опухоли, трудно поддаются, и зачастую становятся устойчивыми к лечению. Кроме того, как выяснилось в ходе последних исследований, раковые клетки начинают специально портить свою ДНК, чтобы избежать уничтожения.

Исследователи из Туринского университета и Онкологического института в Кандиоло показали, что раковые клетки, почувствовав терапию, начинают активно мутировать. Так поступают бактерии под действием антибиотиков – они перестают исправлять ошибки в ДНК в надежде, что в помощью какой-нибудь мутации они научаться эффективно избавляться от антибиотика из клетки или просто смогут его расщепить.

Авторы статьи опубликованной в Science предположили, что точно так же ведут себя и раковые клетки. Исследователи провели эксперимент с клетками рака толстой кишки. Они вводили лекарственные антитела, закрывая рецептор, без которого клетка перестаёт делиться и погибает. Это принесло частичный успех — большинство раковых клеток погибли через четыре дня, но некоторые были все еще живы. Причем при повышении дозы антител наблюдалась та же картина.

Как оказалось, при лечении раковых клеток у них появлялось больше ферментов, которые не точно копировали ДНК. А гены кодирующие те ферменты-копировальщики, которые работают с большей точностью, становились менее активными. Как и гены, кодирующие белки, отвечающие за исправление ошибок в ДНК.

Соответственно, количество ошибок в ДНК возрастало. И эти ошибки, считают ученые и помогали раку обходить терапию. Но выяснить это еще полдела. Теперь предстоит выяснить – какой молекулярный механизм связывает лекарство и генетическую регуляцию. Поняв это, станет возможным усовершенствовать химиотерапию, контролируя мутации раковых клеток и не позволяя им обманывать лекарства за счет порчи собственной ДНК.