Пересаженным конечностям помогает прижиться тактика раковых клеток

18.03.20

Ученым из Питтсбургского университета, возможно, удалось решить одну из главных задач трансплантологии — отторжение чужеродных тканей. Для этого они использовали схему, которой пользуются раковые клетки, сообщает Science Advances.

Иммунная система должна бороться со всеми чужеродными телами, попадающими в организм. Рак умеет обходить защиту: становиться невидимым для иммунных клеток и подавлять иммунную активность. Большую роль предохранителей в иммунной системе играют регуляторные Т-лимфоциты. Раковые клетки используют хитрый трюк — они используют их с помощью белка CCL22. Таким образом они обходят защиту, заставляя другие иммунные клетки стать пассивными, позволяя раковой опухоли расти.

Почему бы это не обратить в свою пользу, подумали ученые. И ввели белок CCL22 при пересадке задней ноги белой крысы от серой крысы. Всем крысам, на которых ставили опыты, несколько недель давали иммуноподавляющие препараты. Второй группе делали укол разными дозами наночастиц с CCL22 или просто CCL22 (или, в качестве контроля, наночастицы без CCL22).

У первой группы пересаженная конечность отторглась в первые 50 дней. За первые 50 дней после пересадки у всех крыс, которые не получали наночастицы с белком CCL22, новые ноги отторглись. У тех грызунов, которые получили всего две инъекции наночастиц с CCL22, этот срок увеличился в четыре раза — до 200 дней. Причем умеренные дозы наночастиц оказались более эффективными, чем высокие.

Воспалительные процессы в тканях с наночастицами были менее активны, а регуляторных Т-лимфоцитов было больше. Кроме того, белок CCL22 помогал прижиться фрагментам кожи, которых пересаживали с тех же крыс, что и лапы, причём кожа приживалась уже даже без помощи иммуносупрессоров. Если же кожу пересаживали от каких-то других крыс – не от тех, у которых брали ноги – то кожа отторгалась.

То есть иммунитет с помощью белка CCL22 не вообще засыпал, а именно привыкал к конкретным чужим тканям, учился их узнавать как своих, пишут ученые.