Ученые нашли клетку, которая отвечает за долголетие

15.11.19

Япония давно известна, как страна долгожителей. Факторы, позволяющие японцам доживать до очень преклонных лет, изучает Центр интегративной медицины RIKEN. В сотрудничестве с Университетом Кэйо специалисты центра выяснили, что супердолгожители, дожившие до 110-летнего рубежа, обладают избытком определенных иммунных клеток. Этот фактор не только продлевает жизнь, но и делает организм невосприимчивыми к инфекциям и раку, сообщается в пресс-релизе на сайте MedicalXpress.

Исследовав образцы иммунных клеток от семи супердолгожителей и пяти людей в возрасте от 50 до 80 лет, ученые пришли к заключению — у людей в возрасте 110 лет понижен уровень B-клеток, а количество Т-клеток было обычным. При этом наблюдалось доминирование цитотоксических T-лимфоцитов, на поверхности которых находятся иммуноглобулины CD4.

В крови супердолгожителей эти клетки составляли до 80 процентов всех других Т-клеток. Тогда как у людей из контрольной группы, которая была моложе, их было всего 10-20 процентов.

Таким образом, по мнению ученых, CD4 T-лимфоциты являются не маркером возраста, а общей характеристикой супердолгожителей. Эти лимфоциты, которых оказалось очень много в крови людей, достигших 110-летнего  возраста, возникли в результате клональной экспансии. То есть одна клетка-предок клонировала себя в миллионы копий. О том, насколько это редкая мутация, говорят цифры: в Японии зарегистрировано 61 тысяча человек старше 100 лет, а переживших 110 лет — всего 146 человек.

Ученым еще только предстоит понять почему у одних людей включается механизм долголетия, а у других нет.