Ученые; даже с половиной мозга возможна полноценная жизнь

20.11.2019

Возможности человеческого мозга, пожалуй, безграничны. В этом смогли  убедиться американские ученые, проведя исследования структур мозга у шести пациентов возрасте от 20 до 31 года. В детстве им была сделана гемисферэктомия — операция по полному или частичному удалению одного из полушарий, с ее помощью лечат эпилепсию и некоторые опухоли мозга.  Несмотря на отсутствие обширной части мозга как в левом, так и в правом полушарии, все пациенты отличались нормальными когнитивными и физическими способностями.

«Крайне удивительно, что с одной стороны, есть люди, которые спокойно живут с половиной мозга, тогда как иногда даже самые небольшие повреждения, которые связаны с инсультами или падениями, приводят к катастрофическим последствиям. Раскрытие принципов того, как мозг перестраивает себя, откроет пути для спасения и этих пациентов», — прокомментировала исследование Дорит Климанн, один из его авторов, нейрофизиолог из Массачусетского технологического института.

Выяснилось, что мозг способен со временем восстанавливаться, приходя в норму. Исследования кровотока с помощью МРТ показало, что области мозга работают и обмениваются информацией, а это говорит о сильных нейронных связях. Которые, как считают ученые, являются признаком здоровья мозга. Результаты прооперированных пациентов сравнили с итогами обследованиями мозга шести здоровых людей, и оказалось, что по сравнению с контрольной группой нейронные связи в мозге пациентов, участвующих в эксперименте, были значительно прочнее.

На картинке: схематичное распределение изученных связей на мозге пациента с прооперированным правым полушарием. Источник: Cell Reports