Обнаружены вызывающие отвращение к курению клетки мозга

28.11.19

Рано или поздно любого курильщика посещает мысль отказаться от этой вредной привычки. Но все не так просто. Как говорил Марк Твен, «бросить курить очень легко, я сам это делал тысячу раз». Возможно, на помощь в этом вопросе теперь придет наука. По крайней мере, ученые уже обнаружили клетки мозга, отвечающие за чувство отвращения к никотину. Исследователи оптимистично считают, что их открытие поможет создать эффективное лекарство, помогающее бросить курить, пишет Proceedings of the National Academy of Sciences.

Курение, пока еще в мозгу не сформировалась устойчивая потребность в никотине, вызывает у курильщика противоположные ощущения — удовольствие и отвращение. Ученые из Торонтского университета выяснили, что за это ответственны различные популяции нейронов вентральной области покрышки (VTA) среднего мозга. Именно там находится центр, отвечающей за систему вознаграждения и формирование привычек.

Проведя опыты на мышах, которым удалили никотиновые рецепторы, исследователи выяснили, что удовольствие вызывают нейроны, отвечающие за выработку гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Удивительно, но за неприятные ощущения отвечали рецепторы, высвобождающие дофамин. Который как раз считался ответственным за положительные эмоции.

«Теперь мы знаем, что никотин активирует нейроны в одной и той же области, откуда они уже проецируются в разные части мозга. Отвращение должно присутствовать постоянно, но чем больше человек курит, тем больше у него происходит изменений в рецепторах и в процессах передачи сигналов в системе вознаграждения мозга»,

— говорит руководитель исследования Тарин Гридер.

По словам Гридера, процесс в мозгу меняется, когда возникает устойчивая привычка.

«Когда возникает зависимость, в мотивационной системе мозга происходит переключение, — говорит Гридер. — Речь уже идет не о том, чтобы чувствовать себя хорошо, а о том, чтобы избавиться от негативных ощущений, вызванных недостатком никотина в организме».

Ученые надеются, что теперь им удастся создать препарат, который будет вызывать отвращение к курению.