Физики придумали способ заглянуть за пределы Стандартной модели

04.06.20

Стандартная модель в настоящее время является наиболее успешной теорией физики элементарных частиц, однако существуют экспериментальные данные, которые не удается объяснить в рамках этой теории. Для их объяснения существует так называемая новая физика или физика, выходящая за пределы Стандартной модели.

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» — ПИЯФ в составе международной исследовательской группы в ЦЕРН впервые в мире провели исследование короткоживущих радиоактивных молекул при помощи лазерной спектроскопии. До сих пор никому не удавалось применить этот метод в отношении соединений, содержащих нестабильные ядра.

Установка для коллинеарной резонансной ионизационной спектроскопии (CRIS)

на ядерно-физическом объекте CERN ISOLDE. (Изображение: ЦЕРН)

Благодаря полученным результатам короткоживущие радиоактивные молекулы можно будет использовать для поиска явлений новой физики, выходящих за пределы Стандартной модели. Результаты этой работы опубликованы в журнале Nature.

В качестве объекта исследования специалисты выбрали молекулу монофторида радия. Она интересна тем, что содержит радий, некоторые изотопы которого имеют ядра в форме груши.

Грушевидная форма ядра радия-224 (фото: ЦЕРН)

Эта экзотическая форма способствует усилению взаимодействий, нарушающих фундаментальные законы симметрии. Поэтому такие молекулы могут помочь выявить новые физические явления, которые не укладываются в Стандартную модель. В частности, это относится к процессам, нарушающим симметрию по отношению к обращению времени. Суть этой симметрии заключается в том, что если поменять знак временной переменной в фундаментальных уравнениях физики, то наш мир не должен измениться.

Передовая исследовательская инфраструктура ЦЕРНа позволила ученым осуществить эксперимент с радиоактивными молекулами, «продолжительность жизни» которых составляет всего несколько дней. На установке ISOLDE CRIS ионы монофторида радия сначала разгонялись, а затем превращались в нейтральные молекулы. Далее их с помощью лазеров переводили в возбужденное состояние, снова ионизировали и детектировали.

«Монофторид радия – это только первая ласточка. Теперь лазерную спектроскопию можно будет проводить на других радиоактивных молекулах, включая даже такие, у которых «продолжительность жизни» составляет несколько десятков миллисекунд. Эти и другие соединения будут востребованы для изучения процессов с нарушенной симметрией и для ряда прикладных исследований», — отметил старший научный сотрудник лаборатории квантовой химии Отделения перспективных разработок НИЦ КИ – ПИЯФ и соавтор статьи в журнале Nature Тимур Исаев. По его словам, новый метод может стать отличным инструментом для обнаружения новой физики и дополнить работы, которые проводятся с этой целью на Большом адронном коллайдере.

Помимо потенциала короткоживущих изотопов для исследований фундаментальной симметрии, их изучение может представлять интерес для астрофизиков. Соединения таких изотопов в изобилии присутствуют в космосе, например, в остатках сверхновых или в газе, образующемся при слиянии нейтронных звезд.

Пресс-служба Курчатовского института