Поиск - новости науки и техники

Новая разработка курчатовцев позволит снимать рентгеновское “кино”

19.12.2019

Ключ к пониманию природы многих явлений – наблюдение за ними на атомарном уровне. Для этого сейчас используется рентгеновское “зеркало” – монохроматор. Он работает с посощью механических систем, поэтому просто не в состоянии быстро перестраивать рентгеновский луч.

Ни о каком “кино” в этом случае речи быть не может. Ученые Курчатовского института ршили эту проблему. Они разработали бидоменный актуатор. Он позволяет перестраивать рентгеновский луч со скоростью до тысячи раз в секунду. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Sensors and actuators A: Physical.

Благодаря нашей разработке можно в деталях в замедленном режиме наблюдать, например, как возникают трещины в материалах в процессе тепловых или механических нагрузок, или как происходит химическая реакция – чтобы понять ее природу. Перспективы направления связаны с созданием на основе бидоменных актуаторов завершенных узлов управления рентгеновским пучком и установки их на экспериментальные станции синхротрона. Это позволит превратить их из  “фотоаппарата” в “видеокамеру” и проводить быструю съемку рентгеновского “кино”, – пояснил один из авторов исследования, руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ “Курчатовский институт” Никита Марченков.